Бороться нужно дружно! Об одной забастовке на Стерлитамакском ВРЗ

стрл ВРЗПосле прихода в управление Стерлитамакского ВРЗ  Гейра и Ко положение рабочих на заводе стало еще хуже, чем при предыдущем хозяине завода Волошенкове. Подлость нового руководства вызвала сопротивление со стороны рабочих, и на заводе практически весь прошлый год, с небольшими перерывами, сохранялась предзабастовочная ситуация.

В начале 2017 года активно выступали слесари-ремонтники, которым заводское начальство,  чтобы разрядить обстановку и «спустить пар» у рабочих, пошло на уступки — подняло зарплату в два раза. Поднять-то подняло, но так, чтобы не столько удовлетворить справедливые требования рабочих, сколько их разделить, внести раскол в среду заводского рабочего класса. Рабочих разделили на две части — «основных» и «неосновных». В «основные» вошли слесари и  станочники, к «неосновным» отнесли крановщиц, дефектоскопистов, уборщиц, маляров, так сказать, обслуживающий персонал, без которого, тем не менее, нет и не может быть никакого заводского производства. Зарплату подняли только «основным», а остальных рабочих — «неосновных» — привязали к уровню их зарплат. Получилось следующее: если, допустим, слесари получают 180 % премии, то «неосновные» получат премии только 90%, то есть половину и не более, и т.д. Несмотря на то, что «неосновные» работали не меньше «основных», и без их работы никакой выработки у «основных» бы не было. 

Расчет заводского руководства был прост – противопоставить рабочих друг другу, создать между ними экономические трения, спровоцировать  «разборки» и взаимные претензии, то есть обеспечить в трудовом коллективе такие условия, при которых консолидация рабочих, их выступления единым фронтом были бы невозможны. А самим, радуясь тому, что рабочие разобщены, потихоньку вводить новые прижимки и подлости, усиливая грабеж рабочих.

Так всё и происходило: в течение 2017 года план увеличивался не единожды, у рабочих было сокращено время отдыха, на заводе введены штрафы, поднятая слесарям зарплата  стала постепенно срезаться, была отменена вредность для сварщиков, которых просто переименовали в слесари, заводских постоянными сверхурочными, за которые толком не оплачивали, заставили работать практически без выходных.

В итоге случилось то, что и должно было случиться — рабочие ВРЗ не могли терпеть все эти все подлости хозяев завода — капиталистов, в погоне за все большей прибылью выжимающих все соки из своих наемных работников.

В 8 часов утра 16 апреля все крановщицы смены объявили забастовку. До 9-30 они не приступали к работе, ждали, когда к ним на переговоры придёт генеральный директор ВРЗ г-н Гейер, которому они хотели предъявить свои требования – повышение зарплаты до уровня бригад слесарей, возращение законного времени отдыха в прежних размерах, т.е. обеденного часового перерыва вместо нагло введенного в конце 2017 года 30-ти минутного перерыва на обед.

Гендиректор так и не появился — побрезговал встретиться с рабочими. Вместо него электровеником носился известный заводской подхалим, всеми рабочими призираемый старший мастер Павел Большаков. Бастующих работниц поставили перед фактом – либо приступаете к работе, либо увольнение. Так как крановщиц не поддержали другие рабочие ВРЗ, им пришлось отказаться от своих справедливых требований. В итоге забастовка провалилась.

В чем причина поражения рабочих ВРЗ? Ведь они были совершенно правы — положение крановщиц и многих других рабочих совершенно нетерпимое?

В данном конкретном случае, учитывая, как все происходило на ВРЗ, по-другому произойти и не могло. Забастовка – это одна из самых верных форм борьбы рабочих против капитала, т.к. именно забастовка лишает капиталиста самого дорогого для него – прибыли. Забастовку не всегда можно применить, например, если предприятие сознательно убивается капиталистом, то она не поможет рабочим, а напротив, поможет только капиталистам — с отказывающимися от работы рабочими ему гораздо легче провернуть задуманное. И в этих случаях от рабочих требуются иные формы борьбы, например, демонстрации и др. Ситуация на ВРЗ иная — это предприятие нужно капиталистам, хозяева хотят, чтобы оно работало и далее и дальше приносило им прибыль. А значит здесь забастовка — это лучший способ выкрутить им руки, заставить хозяев завода выполнить требования рабочих. То есть форма борьбы крановщицами была выбрана верная, которая бы, безусловно, дала бы положительные результаты, принесла бы рабочим победу.

Но! К забастовке нужно готовиться! Это бой рабочих с капиталистами. А всякий бой, чтобы его выиграть, необходимо сначала подготовить, продумать и собрать для него все силы. Стихийное действие, мимолетное возмущение, что-то вроде эмоционального бунда здесь не прокатит. Такой выплеск эмоций капиталисты легко купируют, задавят. Как это и случилось с крановщицами.

Для того, чтобы подготовить забастовку, нужно до ее проведения вести разъяснительную работу среди своих товарищей рабочих, стремясь убедить как можно больше из них присоединиться к протесту. Необходимо понимать, когда нужно бастовать, а когда этого делать нельзя, по крайней мере, точно не ставить других рабочих перед фактом — вот, мол, мы сегодня бастуем, а вы как хотите. Из такой борьбы ничего не выйдет. Экономическая борьба рабочих — это дело коллектива, а не желание отдельных людей.

Естественно, что многие рабочие ВРЗ, не предполагая, что сегодня крановщицы вдруг откажутся от работы, были не готовы поддержать своих товарищей. И работницы остались один на один против заводского начальства, которому молчание и пассивность основной массы рабочих завода в отношении своих неожиданно решивших начать борьбу коллег стало дополнительной опорой против протестующих крановщиц.

За справедливые требования работниц оштрафовали — лишили премии. Работниц за смелость сопротивляться подлости капиталистов фактически наказали — посадили их вместе с их семьями на голодный паёк. И не в последнюю очередь этому помогли их товарищи — другие рабочие с ВРЗ, которые не поддержали их забастовку. Да, крановщицы не предупредили никого, что собираются отказываться от работы, но раз уж борьбы началась, то нужно было сделать все, чтобы в этой борьбе победить капиталиста. Он только тогда перестанет постоянно прижимать рабочих, когда рабочие научатся давать ему по рукам!

Но рабочие ВРЗ, к сожалению, пока не понимают, что любой протест их коллег рабочих — это фактически борьба и за их интересы тоже. Ведь в увеличении зарплаты до уровня «основных» рабочих и в возврате часового обеденного перерыва заинтересованы не только крановщицы, но и дефектоскописты, маляры, уборщицы и др. Если бы они присоединились к забастовке крановщиц, шанс на то, что руководство завода пошло бы на уступки бастующим, был бы очень высок. Мало того, борьба крановщиц против угнетения и их победа в этой борьбе жизненно необходима и «основным» рабочим, потому что она помогает и им вернуть тот уровень заработных плат, которым сначала заводское начальство помахало перед носом «основных» рабочих, а затем отобрало назад. (Оно потому и отобрало его назад, что знало, что рабочие ВРЗ пока не способны дружно стоять за свои интересы, что они еще не поняли, что интересы каждого рабочего завода — это общие интересы всех рабочих ВРЗ.)

Ошибки, допущенные работницами в ходе этой стихийной забастовки, привели к неудаче, но эта неудача временна. Следующий бой, который они дадут Гейеру и компании будет более сильным и мощным, и они обязательно добьются победы. Залог тому — их смелость и решительность, и самое главное — участие всех до одной крановщицы в забастовке.

Из того, что случилось, важно сделать правильные выводы.

Бороться рабочим нужно организованно, спланированно, а не с бухты-барахты. Капиталист боится нас, рабочих, до смерти, боится даже наших стихийных малочисленных протестов, даже таких протестов, которые формально вроде бы проиграны — как эта забастовка крановщиц.

Судите сами: после забастовки крановщиц 19 апреля окладная часть заработной платы рабочим ВРЗ была поднята на 2,5%. Конечно, это копейки, которые не меняют принципиально материального положения рабочих завода, но ведь важен сам факт того, что это поднятие зарплаты было сделано! То есть, крановщицы вроде бы проиграв на деле выиграли — напугали заводское руководство так, что оно решили «самостоятельно» пойти на уступки. Понятно, что хозяева завода пытаются таким способом «бросить кость» рабочим, чтобы они не «бузили». Но подумайте, каких уступок бы можно было добиться дружным выступление ВСЕХ рабочих ВРЗ!

А рабочим вагоноремонтного явно есть за что бороться. Их положение становится все более нетерпимым. Взять хотя бы форму заработной платы, вот это её искусственное разделение на оклад + премию. Ведь это именно та экономическая узда, точнее даже плетка, в руках Гейеров, которая останавливает от борьбы за улучшение своего материального положения всех рабочих! Против этой системы, явно притащенной нашими буржуями с хитромудрого запада, нужно бороться не только рабочим Стерлитамакского вагоноремонтного, но и всем вообще российским рабочим! Это же чисто издевательство над рабочим классом, которого таким способом капиталисты заставляют пресмыкаться и ползать перед хозяевами предприятий на брюхе. А ведь эти хозяева и хозяйчики живут за счет рабочего класса! Сами они ни копейки заработать не в состоянии!

Это значит, что каждый раз, когда мы, рабочие, выдвигаем требование повышения своей заработной платы, мы должны одновременно требовать и изменения её формы — требовать, чтобы всю нашу зарплату оформляли как оклад или начисленную зарплату, без всяких премий! Настоящих премий рабочие от капиталистов никогда не дождутся — ведь прибыль капиталистов как раз и складывается из денег, которые они содрали с рабочих, которые им недодали разными способами. Эта «филькина» премия, которую мы получаем сейчас, есть не что иное как заведомо заложенные на нас штрафы, которые капиталисты либо начисляют нам, если мы им чем-то не угодили (криво посмотрели, не то сказали, не «ломали перед ними шапку» и т.п.), либо не начисляют, если хорошо угодничали. Это система «оклад + премия» унижает нас, рабочих, лишает человеческого достоинства и поэтому должна быть отменена.

Когда отпадет угроза лишения нас половины честно заработанного, так сказать, «премии» (части нашей заработной платы, который капиталист распоряжается как своим карманом),  наша уверенность в своих силах возрастет многократно, и мы сможем добиться намного большего, чем думаем сейчас.

Главное, что бы сейчас каждый из нас понял, что в одиночку бороться бесполезно, что успех возможен только в совместной борьбе всех рабочих. Чтобы побеждать, нам нужно заняться своим сообразованием — изучением опыта борьбы русских рабочих в начале 20-го века и опыта борьбы современных рабочих в других странах мира. Благо литературы, фильмов и др. сейчас множество, и пока они ещё не запрещены. Рабочий должен понимать, кто он есть, кто его друг, а кто враг и как ему правильно сориентироваться в сложившихся условиях.

Так же рабочим необходимо собираться вместе  вне работы и на своих собраниях обсуждать проблемы, волнующие весь рабочий коллектив и весь рабочий класс страны, искать эффективные решения для борьбы за достойную жизнь, а не хвататься за пивко, телевизор, дачу и прочие личные дела. Пока рабочий не сможет всерьез улучшить свое положение, вообще глупо рассуждать о развлечениях.

Такие общие собрания рабочих очень полезны — на них рабочие заряжаются уверенностью в себе, говорят о своих проблемах, бедах и несчастьях открыто без опаски, что их подслушивает заводской мастер или его холуй. Там же на собраниях можно встретиться с другими рабочими с других заводов города и договориться с ними о совместных действиях против работодателей-капиталистов.

Главное, это понять, что никто, кроме самих рабочих не изменит их жизнь к лучшему, что не нужно ждать героев и лидеров — они с луны не падают, они появляются только в борьбе и только так, упорно борясь и не отступая от своих требований, можно победить и добиться лучшей жизни.

Товарищи, не ждите героев и лидеров, вставайте сами во весь рост, расправляйте спины — сами становитесь героями и лидерами. Никто рабочим, кроме них самих, не поможет!

Уж если женщины наши — работницы встают на дыбы против гнета капитала, что же мы, мужики, будет отставать? Не к лицу нам это, прятаться за бабьи юбки. Мы должны и пойдем в первых рядах борющихся с капиталом, и свернет-таки когда-нибудь шею  этой капиталистической гадине, вытягивающей из нас все соки.

Тов. Н., рабочий, г. Стерлитамак

Бороться нужно дружно! Об одной забастовке на Стерлитамакском ВРЗ: 14 комментариев Вниз

  1. Следующий этап — передача всё большей части ‘неосновных’ и ‘подсобных’ работ сторонним организациям, использование ‘заёмной’рабочей силы и особенно гастарбайтеров (можно внутренних).

    Кстати, могут, в свете нынешних тенденций, и всяких заключённых неопасных нагнать. Почему рукавицы шить можно, а гайки крутить нельзя? Пообещать УДО и режим ‘химии’. Только паши за еду.

    .

  2. И ещё вдогонку пару вещей:
    1) Ждите введения распределения после ВУЗов и не только. Лет на 5. У нас бооольшой кусок ‘ыканомики’ только на этом и держится. Особенно бюджетные и откровенно малодоходные организации. Можно платить на уровне минимума, т.к. человек всё равно никуда не уволится (обязан в случае чего возместить несколько тысяч USD за обучение по курсу).Жильё можно не предоставлять. Фактически, человека ещё должны содержать родственники весь срок отработки. Текучка страшная, но кого это волнует. Просто нанимают новых по окончании отработки и увольнения старых.

    2) По поводу заключённых — скажу честно, что в МинЛегПроме РБ доходило до коллегий, когда обсуждалась патовая ситуация с валом импорта спецодежды из РФ, изготовленной на зонах заключёнными по демпинговым ценам. Там ТК и так далее не соблюдается в принципе. ‘Контрактное производство’ разместить можно за копейки, а дальше по франшизе работать в ТС и не только.

    Вот старая статья
    kasparov.ru/material.php?id=524BD93743A1F&subject_id=165
    ‘Восток-Сервис’ в Минске есть.

    Кто сказал, что такую схему (и п.1 и п.2) нельзя использовать в металлообработке и так далее?

    1. Это уже происходит.
      Принудительный труд и трудовые лагеря в России уже вводятся (появились в 2017) и эта тенденция все набирает силу. Теперь за нетяжкие преступления будут отправлять в трудовые лагеря.
      О принуждении выпускников вузов к работе у черта на рогах за копейки говорят давно и все активнее.

  3. Авторы комментов. похоже, в пику автору статьи запугивают рабочих. Вместо того, чтобы поддержать его правильную позицию и развить ее в плане поддержки в защиту друг друга даже под угрозой уголовного дела, как это было до Октябрьской революции.
    Наконец-то, слышен голос не мальчика, но мужа! Дерзайте, мужики, по всему шарику, а мы, бабы, будем хворост им под ноги бросать!

    1. Никто никого не пугает. Констатация того, что режим в РФ повторяет то, что опробовано в РБ в разные годы. Хотя у нас ещё не предел — наверное, если не произойдут изменения, будем строем поля обрабатывать лопатами. И на работу трудотрядами под конвоем.

      1. Похоже, и народы РБ, как и РФ, будут возвращать к 15 — 16 векам, если нет понимания или возражения со стороны народов.

        1. Ирина, поясните, что вы имеете ввиду: «народы РБ, как и РФ, будут возвращать к 15 — 16 векам»? Крепостное право? Кустарное ремесло? Обработка земли деревянными орудиями ?

  4. Жаль, что редакция не проверяет информацию, прежде чем ее разместить. Зная ситуацию изнутри могу сказать и подтвердить фактами, что в данной статье мягко говоря, неправда. А неправды в изложенных здесь фактах очень много. Дадите все же правду изложить?

    1. Пишите Вашу правду, опубликуем. Посмотрим, что на вашу правду ответят рабочие. Вы, небось, из заводской администрации?

  5. Хотелось бы написать факт, который, наверное, очень мало кому известен. Он приводился в учебниках по автоделу 1-й половины 50-х годов, а потом был забыт, а в предисловии больше всего говорили о роли Партии.

    В 1951 г. за коренные усовершенствования методов эксплуатации автомобилей почётные звания лаурятов Сталинской премии былиприсуждены московским шофёрам — Я.И.Титову и М.Ф.Галинову,начальнику автоколонны В.С.Коренкову и феолосийскому шофёру В.Л.Савкину.

    Если не верите — пришлю в редакцию скан.

  6. Эмм а как же опыт профсоюзов ? Касса для несправедливо уволенных за справедливые требования к администрации , что бы люди не боялись потерять источник дохода .

    1. Профсоюзы и рабочие кассы — это разве не формы организации рабочих, которые могли сложиться только в борьбе с капиталистами?

  7. Профсоюзы у нас , к сожалению, как сказал один публицист ‘или подпевалы администрации’ или ‘кучка маргиналов’. А рабочие кассы- не, не слыхали. Да и как они могут сложиться, если текучка страшная, а денег едва на жизнь хватает.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code