Один из наших товарищей прислал в редакцию РП следующую переведенную им заметку с сайта CBC (Канадской телерадиовещательной корпорации), в которой со ссылкой на один из самых авторитетных сегодня научных журналов Science (журнал Американской ассоциации содействия развитию науки) написано следующее:
«Мы произносим звук «ф» благодаря нашим предкам-земледельцам.
Состав пищи, которую мы едим, влияет на строение челюстей, а это в свою очередь влияет на звуки, которые мы произносим.
Международная команда учёных пришла к выводу, что губно-зубные звуки, такие как «ф» и «в», которые мы произносим соприкосновением нижней губы и верхних зубов, появились в человеческой речи сравнительно недавно.
Эти звуки могли появиться с началом «Неолитической революции» 12 тысяч лет назад, когда большая часть людей перешла от охоты и собирательства к земледелию.
Исследователи предполагают, что изменение диеты, вызванное переходом на новую пищу, привело к изменению прикуса у современных людей, — верхние зубы более развиты и выступают вперёд по сравнению с нижними зубами. Это изменение позволило легче произносить звуки «ф» и «в».
Новые звуки, появившиеся благодаря этим биологическим изменениям, повлияли на развитие языков у многих народов и культур.
Это новое открытие опровергает старые теории, которые утверждали, что весь набор звуков оставался неизменным на протяжении всей человеческой истории с момента появления человека разумного около 300 тысяч лет назад.
Теория, доказавшая свою истинность
В 1985 году американский лингвист Чарльз Хокетт обнаружил, что языки, в которых присутствуют губно-зубные звуки чаще всего принадлежат человеческим обществам, употребляющим более мягкую пищу.
Исследования Хокетта, о связи языка и пищи, были на время забыты, но недавно ученые снова вспомнили о них и нашли доказательства подтверждающие предположение американского лингвиста.
«Главное положение теории, — состав пищи, которую едят люди, влияет на конфигурацию рта и зубов» — говорит автор исследования Дэн Дидье, член Лаборатории развития языка в Лионском университете во Франции.
Согласно теории, до начала эпохи земледелия люди (охотники и собиратели) употребляли жесткую и тягучую пищу, поэтому нижняя челюсть была более крупной и выступала вперёд, они имели прямой прикус (верхние зубы при закрытых челюстях соединялись с нижними, а не перекрывали их как у современных людей). Такой прикус делал крайне трудным для наших предков-охотников произношение губно-зубных звуков (вы можете сами в этом убедиться, выдвинув вперёд нижнюю челюсть так чтобы края верхних и нижних зубов соединились и попробуйте из этого положения произнести звук «ф»). Однако с переходом к земледелию и более мягкой пище нижние челюсти стали меньше, изменился прикус, — верхние зубы стали перекрывать нижние и появилась возможность произносить губно-зубные звуки.
Разный прикус
Авторы исследования проверили предположение Хокетта, изучив сотни языков племен и народов, которые до сих пор живут охотой и собирательством.
Они обнаружили, что звуки «ф» и «в» встречаются намного реже среди языков охотников-собирателей в сравнении с языками народов живущих земледелием.
Некоторые общества охотников-собирателей в Гренландии, Австралии и Южной Африке вообще не имеют звуков «ф» и «в» в своих языках. А те из них кто имеет, позаимствовали эти звуки из контактов с европейцами.
«Мы предполагаем, что язык зависит от биологии», — говорит автор исследования.
«Мы думаем, что язык иногда не связан с биологией, но на самом деле вы должны учитывать носителей языка и наши индивидуальные изменения, потому что это важно».
Перевод с англ. Алексея Живцова
Как следует воспринимать подобные сообщения буржуазных СМИ? Являются ли эти и аналогичные им исследования буржуазных ученых действительно научными? Можно ли им верить?
К сожалению, нет. Это не наука, а всего лишь антинаучные спекуляции, крайне далекие от истинной науки. Причина тому – ложное идеалистическое или, как в данном случае, – вульгарно-материалистическое мировоззрение самих буржуазных ученых, которые наблюдая те или иные явления, связывают их между собой произвольно, как «бог на душу положит».
Кризис буржуазной науки, о котором писал в начале прошлого века В. И Ленин, не изжит до сих пор, напротив, он только углубляется. Несмотря на громадные производительные силы современного капиталистического общества преодолеть его никак не удается – тому мешают устаревшие производственные отношения, и прежде всего, отношения частной собственности на средства производства, которые сдерживают развитие науки и техники в эпоху империализма, не позволяя буржуазным ученым и исследователям, даже самым честным и искренним из них, вырваться из порочного круга давно устаревших, ложных идей. Двинуть вперед науку сегодня можно только на основе передового, истинно научного диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет видеть явления в развитии и во всей полноте их взаимосвязей с другими явлениями. Но такое миропонимание несовместимо с существованием частной собственности на средства производства и тотальным господством идеалистической идеологии, оправдывающей ее существование. Классики марксизма справедливо писали, что в классовом обществе всегда господствует идеология господствующего класса. Ученые – диалектики-материалисты если вдруг и встречаются сейчас, то только как редчайшее исключение, поскольку их научные исследования, вне зависимости от области, в которой они проводятся, так или иначе, подрывают господство капиталистических монополий.
Что касается данной конкретной заметки и «научного» вывода буржуазных ученых, о котором в ней сообщается, то это вульгарный материализм из того же корыта, из какого теория о том, что человек якобы получил прямохождение из-за высокой травы.
Не характер пищи определил речь людей, а совместный труд, материальное общественное производство и его особенности на данной местности.
Возьмите арамейский язык, от которого произошли иврит и сирийский языки: там даже в алфавите нет буквы «ф», как не было этой буквы и конкретного звука в финикийском языке. Но кто рискнет утверждать, что в XII–IX веках до христианского летоисчисления финикийцы и ассирийцы были дикарями, охотниками и собирателями? На тот момент Междуречье было, пожалуй, наиболее развитой частью рабовладельческого мира, с высокой культурой земледелия, севооборотом, ирригацией, геометрией, водяными мельницами, шлюзами и т.п. инженерным делом.
Сводить появление новых форм языка, звуков речи к употреблению более мягкой пищи нельзя. Такая пища, безусловно, сыграла известную роль в развитии анатомических и физиологических особенностей современного человека, но главную роль в развитии языка играла необходимость в широких, точных, богатых и самых разносторонних формах звукового общения людей в процессе коллективного труда, т.е. в процессе общественного производства.
С другой стороны, то, что в языке эскимосов или банту почти нет звука «ф», ещё не говорит о том, что его там не было, или о том, что он не появляется время от времени в те моменты, когда люди в своём примитивном производстве всё же должны объяснять друг другу (или чужим людям) более-менее сложные вещи.
Данная заметка в Science — замаскированный подкоп под исторический материализм, когда пища, действительно повлиявшая на некоторые небольшие анатомические изменения черепа человека, объявляется первопричиной и единственной причиной изменения языковых форм, а, стало быть, и формирования языка человека разумного. Отсюда — один шаг до того, чтобы объяснять характером еды всё человеческое сознание, и далее — объявить марксистов и большевиков «рабами желудка и примитивных инстинктов толпы».
Идеологам фашиствующей буржуазии нужно всё поставить с ног на голову, выдать марксизм с его диаматом и истматом за идеологию примитивных существ, которым нужна только «колбаса по 3.20». Ну, а этими примитивными существами, естественно, буржуазия «научно» объявляет рабочий класс, по ее мнению, — тупое стадо, которое за еду пойдёт, куда угодно, и сделает всё, что угодно.
Необходимо понимать, что сегодня, в эпоху «глобализированного» империализма, когда социальное расслоение зашкаливает даже в самых «экономически развитых» странах капиталистического мира, обостряя классовые противоречия до предела, идеологические лакеи буржуазии стремятся любое научное открытие переврать и использовать на пользу господствующему классу капиталистических эксплуататоров, одурачивая и дезориентируя всё более революционизирующиеся трудящиеся массы. Империалисты в надежде сохранить своё политическое и экономическое господство в обществе, даже заказывают буржуазным «ученым» заведомо лживые «научные исследования», чтобы иметь материал для манипуляций сознанием трудящихся, освященный высоким именем Науки. И таких холуев среди ученой братии, готовых ради сытного куска на любое предательство и подлость по отношению к простому народу, находится, к сожалению, ещё немало.
Распознать очередную буржуйскую ложь, в том числе подаваемую под видом сенсационного «научного открытия», в общем-то, совсем несложно. Тут даже не требуется высокий уровень знания марксизма (хотя он желателен всегда — хуже с ним точно не будет!). Вполне достаточно просто ответить себе на вопрос — какому классу выгодно то или иное «научное» открытие? И сразу станет всё ясно, можно ли доверять заявлениям буржуазных учёных или журналистов, которые о нём пишут, или нет.
РП
Тут надо еще учитывать, что непосредственно статьи пишут не ученые, а журналисты. Которые ничего толком в предмете не понимают, но им нужен громкий заголовок и соответствущие выводы.
https://uploadrb.ru/upload/admins/picture/1127/8e0d63f564158f86dbbe8eb70e18c0a412e45cb1.jpg
Советская журналистика не допускала псевдонаучных публикаций. Те темы журналистских статей, которые затрагивали открытия науки, не публиковались без проверки научным сообществом. Так что почувствуйте разницу.