(Материал подготовлен в рамках курса «Политическая экономия капитализма»)
31. Цена производства.
В результате межотраслевой конкуренции складываются такие цены на товары, которые обеспечивают предпринимателям равную прибыль на одинаковый по размерам капитал. Эта цена называется ценой производства. Она равна издержкам производства плюс средняя прибыль.
Посмотрим, как она образуется.
Для наглядности составим следующую таблицу:
Цена производства, как мы видим, равна 120 (издержки производства 100 + средняя прибыль 20). Но она не совпадает со стоимостью товара. Почему?
Чтобы выяснить причину отклонения цены производства от стоимости, нужно вспомнить, из каких затрат труда образуется стоимость товара. В капиталистическом производстве стоимость товара равна: с + v + т. Поэтому стоимость товара при одинаковой норме прибавочной стоимости будет выше в тех отраслях производства, где больше переменного капитала. Вот почему в машиностроении, где органический состав капитала выше, стоимость товара меньше цены производства и, наоборот, в кожевенной промышленности, где удельный вес живого труда больше, цена производства меньше стоимости товара.
Выше мы говорили (см. п. 12), что основой рыночных цен служит стоимость товара. Теперь же оказывается, что цена товара определяется ценой производства. Может быть, правы буржуазные критики теории Маркса, утверждающие, что закона стоимости вообще не существует и что товары никогда не продавались и не могут продаваться по какой-то там выдуманной Марксом стоимости?
Однако противоречие здесь только кажущееся. На самом деле теория Маркса об образовании цены производства полностью соответствует его учению о стоимости, и без теории стоимости и прибавочной стоимости невозможно понять, как образуется цена производства. Закон стоимости действует не только в простом товарном хозяйстве, но и в условиях капиталистического товарного производста. Но в последнем случае он действует через цену производства. Доказывается это следующим образом.
Во-первых, если товары, произведенные в машиностроении, продаются выше стоимости (в нашем примере на 10 единиц), а кожевенные товары — ниже стоимости (на 10 единиц), то в масштабе всего общества сумма цен производства (360 единиц) полностью совпадает с суммой стоимостей (тоже 360 единиц).
Во-вторых, цена производства полностью определяется стоимостью. Стоимость является основой всех составных частей цены производства. Судите сами: постоянный капитал — это не что иное, как стоимость израсходованных средств производства, переменный капитал — стоимость рабочей силы, а средняя прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, созданной наемным трудом рабочих всех отраслей производства.
В-третьих, прибыль всех капиталистов (в нашем примере 60 единиц) равна сумме прибавочной стоимости, созданной неоплаченным трудом рабочих всех отраслей производства (в нашем примере тоже 60 единиц).
В-четвертых, цены производства изменяются в зависимости от стоимости. Если увеличивается стоимость средств производства или рабочей силы, то это обязательно влечет за собой увеличение издержек производства, что не может не повысить цену производства.
Из сказанного вытекает только один вывод, что цена производства есть превращенная форма стоимости.
Учение Маркса об образовании цены производства и средней нормы прибыли имеет глубокий классовый смысл. Оно свидетельствует, с одной стороны, о союзе капиталистов в погоне за высокой прибылью, а с другой стороны, о постоянной конкурентной борьбе между ними за присвоение прибыли, которую они делят между собой по силе, по контролируемому каждым из них капиталу.
Уравнение нормы прибыли показывает, что прибавочная стоимость, созданная рабочими, например, в кожевенной промышленности, присваивается не только капиталистами данной отрасли производства, но частично и капиталистами машиностроительной промышленности. Рабочие эксплуатируются всем классом капиталистов, независимо от того, в какой отрасли производства они трудятся. Чем выше степень эксплуатации рабочих, тем больше прибавочная стоимость, тем больше прибыли достается всем капиталистам.
«…Капиталисты, — писал Маркс, — обнаруживая столь мало братских чувств при взаимной конкуренции друг с другом, составляют в то же время поистине масонское братство в борьбе с рабочим классом как целым».
Вот почему кровные интересы пролетариата требуют, чтобы рабочий класс боролся не только против отдельных капиталистов (владельцев «своего» предприятия), но и против всей буржуазии в целом, против всего капиталистического строя. Только такой борьбой можно добиться ликвидации капитализма, освобождения всех трудящихся от гнета и эксплуатации.