Англо-американские интересы в Палестине

← Часть 1

В результате второй мировой войны произошло углубление общего кризиса капитализма. Обострился кризис колониальной системы. Это выразилось в мощном подъёме национально-освободительного движения, которое ставило под угрозу глубокие тылы империализма. Колониальные народы требовали вывода иностранных войск со своей территории и предоставления независимости. Арабский и еврейский народы Палестины стремились к созданию независимых государств.

Тогда же остро встал вопрос о размещении в Палестине части еврейского населения Европы (т. н. евреев-ашкенази), «перемещённых лиц», которые потеряли имущество и кров, лишились средств к существованию в результате фашистских погромов и зверств.

Вторая мировая война привела и к изменению соотношения империалистических сил на мировой арене, в частности на Ближнем Востоке. В результате военного поражения были сброшены со счетов такие претенденты на «сферы влияния», как германский и итальянский империализм. Франция потеряла своё былое значение в этом районе. Англия вышла из войны ослабленной в военном и экономическом отношении. Американские монополии, разжившиеся на войне, наоборот, развернули широкое наступление на Ближнем Востоке. Американский капитал усиленно внедрялся в районы, издавна считавшиеся британским заповедником, в том числе, в Египет и Палестину, захватывая рынки, сырьё, транспортные пути и земли и вытесняя оттуда английский капитал. Таким образом, после войны обострились англо-американские империалистические противоречия. Правящие круги США считали, что экономические и финансовые затруднения Англии позволяют выбросить её из сфер влияния и отобрать у неё контроль над колониями. Это была часть плана мирового господства американского монополистического капитала.

Однако в острой, но скрытой борьбе монополий США и Англии за Ближний Восток было не только вытеснение оттуда английских капиталистов американскими. Эта борьба сопровождалась сотрудничеством монополий и правительств этих стран, так как Англия после войны была не в состоянии самостоятельно удержать свои позиции на Ближнем Востоке. Империалисты обеих стран были озабочены тем, чтобы сохранить Палестину на положении колонии или хотя бы полуколонии. Часть английской олигархии считала, что даже выгодно втянуть США в ближневосточные дела и заручиться их поддержкой против национально-освободительного движения и растущих демократических сил в восточной части Средиземного моря.

Особую роль в политике империалистов в Палестине играла нефть. На Ближнем Востоке располагалась главная нефтяная база Великобритании. 57% добываемой в Ираке нефти принадлежали британским монополиям и банкам. Эта нефть перекачивалась по нефтепроводу в Хайфу, где была крупная заправочная станция британского военного флота и авиации на востоке Средиземного моря. Поскольку британский капитал в 1947-1957 гг. намеревался увеличить добычу нефти в Ираке и Иране и построить новые нефтепроводы к побережью Средиземного моря, то значение палестинского побережья с точки зрения нефтяных интересов Великобритании возрастало в разы. Потеря Палестины была бы жестоким ударом для английских нефтяных магнатов. Поэтому британское правительство упорно и любой ценой старалось удержать Палестину в своих руках.

В странах Ближнего Востока, в том числе в Палестине, были вложены крупные английские капиталы. К 1940 г. сумма британских инвестиций в странах восточного Средиземноморья составляла 380 млн. фунтов стерлингов, из которых 36% принадлежало трём ведущим банкам страны. Если в ходе второй мировой войны монополисты Великобритании потеряли до 60% всех своих капиталов за границей, то на Ближнем Востоке они свои капиталы сохранили. Поэтому капиталы, вывезенные в Палестину и прилегающие страны, приобретали для английской буржуазии особую роль. Не следует забывать и то, что рынки Ближнего Востока были для Англии чрезвычайно важны как в плане сбыта товаров, так и в плане вывоза оттуда дешёвого сырья и ценных продуктов.

Следовательно, Палестина, как центральный узел на Ближнем Востоке, имела большое значение для сохранения там экономических позиций Великобритании. Мало этого: уход Великобритании из Палестины наносил сильнейший удар по её общим колониальным интересам на Востоке. Выпадало важное звено в цепи зависимых от Англии стран на Ближнем Востоке. Был бы прерван сквозной путь от берегов Средиземного моря к Персидскому заливу. Англия без Палестины лишалась военных баз Хайфы и Газы, предназначенных, прежде всего, для контроля над Суэцким каналом. Отказ Британии от своих владений и обязательств в районе Палестины лишил бы её контроля над собственными линиями снабжения. В этом случае потеря сфер влияния на всём Средиземном море была бы для Британии вопросом времени.

Наконец, господство Великобритании над мусульманскими странами Ближнего Востока, для чего базой служила Палестина, имело для Британии важное политическое значение с точки зрения сохранения её «престижа» в Британской империи, где жило тогда свыше 100 млн. мусульман. Потеря Палестины могла вызвать отпадение от империи других мусульманских стран и народов.

По всем этим причинам британский империализм мёртвой хваткой вцепился в Палестину и намеренно осложнял все её проблемы.

Однако после войны Палестиной сильно заинтересовалось правительство и монополии США. Палестина рассматривалась Белым домом и банками США как база для внедрения американского финансового капитала во все страны Ближнего и Среднего Востока и для установления господства США над странами Средиземноморья (Левант, Италия, Греция, Турция, Марокко и пр.). Палестина рассматривалась правительством Трумэна и как плацдарм для военных авантюр. Американский капитал желал всё больше втягиваться в дела Ближнего Востока, а Палестина была сердцевиной этой хозяйственной и стратегической территории.

Монополии США не теряли времени. В 1946 г. американская авиакомпания «Transworld airlines» уже использует Палестину как воздушную базу для регулярных полётов по линии Нью-Йорк — Бомбей. В Лидде, между Яффой и Иерусалимом американские компании с помощью своего правительства строят большой аэродром, по сути, мощную военно-воздушную базу.

В ходе войны в США шло оживление и некоторый рост промышленности на базе военного производства. Но это обстоятельство не устранило, а приблизило и ужесточило послевоенный экономический кризис в стране. В этих условиях американские капиталисты стали особенно заинтересованы в Палестине и других прилегающих к ней странах Ближнего Востока как в рынках для своих нераспроданных товаров и как в сфере, куда можно вывозить и вкладывать бездействующие капиталы. Уже во второй половине 1945 г. американские капиталовложения в Палестине превысили довоенные в 4 раза. Обостряется борьба за местный рынок сбыта как между американским и английским капиталом, так и между самими монополиями США. Но главным вопросом, определявшим политику правительства США в палестинском деле, была нефть. За спиной этого правительства стояли и руководили им американские нефтяные монополии и крупнейшие банки — «Стандарт ойл» Рокфеллера, банк Морганов, химический концерн Дюпона, банки «Манхэттен чейз», «Бэнк оф Америка», «Бэрклай бэнк» «Дженерал электрик», «Вестингауз» и другие истинные хозяева Америки.

С интересами нефтяных магнатов и банков была значительно связана т. н. «доктрина Трумэна», которая нашла своё первое выражение в «помощи» и насаждении фашистских режимов в Греции и Турции. Программа Трумэна была не столько предоставлением продовольствия греческому народу, сколько программой обеспечения нефти для американских монополий, которая была в огромных количествах скрыта в недрах стран, находившихся к востоку от Греции и Турции.

Нефтяным монополиям США принадлежали большие нефтяные концессии в странах Ближнего Востока, прилегавших к Палестине, особенно в Саудовской Аравии. Уже в 1947 г. американские компании добывали в этом районе 44 000 тонн нефти в день. До 1955 г. «Стандарт ойл», «Тексако» и другие монополии планировали нарастить добычу нефти вдвое и в связи с этим увеличить в 3 раза капиталовложения на Ближнем Востоке, а также построить новый нефтепровод, выходящий к Средиземному морю. Американское нефтяное общество в Саудовской Аравии «Arabian-american oil company» предполагало до 1953 г. вывезти и вложить в нефтепромыслы Ближнего Востока 455 млн. долларов. 30% этой суммы предполагалось потратить на большой нефтепровод длиной 1680 км, который должен был связать промыслы в Саудовской Аравии с районом Хайфа — Газа.

В чём состоял интерес компаний и правительства США? После войны нефть Ближнего Востока стала играть большую роль в планах американских империалистов. Морское министерство США, которое имело контракт на поставку топлива со «Стандарт ойл» Рокфеллера, собиралось к 1950 г. перевести 1/3 флота на ближневосточную нефть. Концерн Рокфеллера в ходе этой сделки получал более 30% чистой прибыли в год, т. е. получал максимальную прибыль. Американские компании собирались поставлять ближневосточную нефть через Палестину в Европу, что было намного прибыльнее, чем возить нефть в Европу из Мексиканского залива и в целом из США (меньше издержки производства вследствие краткого расстояния до рынков сбыта и вследствие применения дешёвой рабочей силы арабов на промыслах, при транспортировке и т. д.).

В 1945-1948 гг. американские нефтяные тресты всё сильнее оттесняли английский капитал, который до второй мировой войны был фактически монополистом на Ближнем Востоке. К 1950 г. около 45% нефтедобычи на Ближнем и Среднем Востоке контролировалось монополиями США. Это обстоятельство, наряду с внедрением американского капитала в другие отрасли хозяйства Ближнего Востока, ещё больше обострило англо-американские противоречия.

Борьба шла не только вокруг получения и эксплуатации нефтяных концессий. Большое значение при этом имел выход нефти к Средиземному морю. Американские нефтяные компании, строившие нефтепровод из Саудовской Аравии к Средиземному морю, были особенно заинтересованы, чтобы иметь выход к морю на территории Палестины. Это было вызвано тем, что Сирия под давлением английского правительства отказалась ратифицировать соглашение с американским нефтяным акционерным Обществом о том, чтобы нефтепровод прошёл по сирийской территории к одному из портов Ливана.

Заинтересованность в Палестине как британского, так и американского империализма, связанные с этим борьба монополий, интриги, провокации, подкуп и т. п., — всё это обусловило ту сложную политическую обстановку, которая создалась в Палестине после второй мировой войны и привела к кровопролитию. С 1945 г. по 1947 г. Англия и США выдвигали разные проекты «решения» палестинского вопроса империалистическими методами. Все эти «проекты» исходили из предпосылки, что необходимо сохранить в той или иной форме колониальную зависимость Палестины. Одни «проекты» допускали ограниченную иммиграцию евреев, другие обходили этот вопрос стороной. Сионисты боролись с теми «проектами», которые препятствовали въезду евреев в Палестину. Буржуазно-феодальная верхушка арабских государств отвергала почти все варианты, ибо не допускала мысли об образовании еврейского государства у себя под боком «на арабских землях». Лидеры арабов добивались создания на всей территории Палестины одного только арабского государства. Палестинский узел завязывался очень туго.

Подготовили: И. Белый, М. Иванов.

Часть 3 →

Аудиоверсия статьи

Англо-американские интересы в Палестине: 3 комментария Вниз

    1. Смотря что понимать под уничножением: уничтожить, нанеся сверхвысокую степень разрушения жилых административных, хозяйственных построек и инфраструктуры, или уничтожить, ликвидировав как административно-территориальную единицу. Если первое решается уже сейчас силами армии Израиля и подразделениями ХАМАСа, то второе — вообще не на поле боя.

    2. Израильскому правительству выгодно такое образование по соседству. Это и ручной политический оппонент и союзник в борьбе против трудящихся. Сейчас разбомбят, все ООН скинется на восстановление Газы, израильские капиталисты возьмутся восстанавливать и заработают в который раз.
      С другой стороны сектор Газа и положение палестинцев сегодня повод для объединения на ближнем востоке всех арабских и мусульманских сил с целью подорвать позиции капиталистов Израиля. В случае реальной угрозы сектор Газа будет ликвидирован как административное объединение и войдет в состав Израиля, а население будет перебрасываться с одной части в другую то военную базу построить, а то трубопровод проложить.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code