Локомотивы истории. Часть 1

Из-за того, что наши товарищи-авторы — кто болел, а кто попал в досадные переделки — редакция не смогла подготовить материал к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Исправляем упомянутый недостаток.

Как известно, марксисты давно обосновали историческую необходимость революционного освобождения рабочего класса и всех трудящихся от всякой эксплуатации и угнетения, неизбежность социалистической революции для ликвидации капитализма и всей эпохи эксплуататорских обществ. От старой, отжившей общественной формации необходимо перейти к новой, передовой. Законом такого перехода и является социальная революция.

Почему происходят социальные революции? В чём их причины? Сегодня буржуазия изо всех сил «доказывает» трудящимся, что революции рабов в древности, крестьянские войны и восстания против феодалов и царей, социалистическая революция в России — это «исторические недоразумения», досадные случайности, происки отдельных полусумасшедших людей, заговоры «жидов», попытки внешнеполитических врагов «дестабилизировать» и «ослабить» Россию и т. п. Иначе говоря, капиталисты и их незадачливые подпевалы стараются «доказать», с одной стороны, что общественные формации, способы производства и общественные порядки не имеют тенденции к изменению, а остаются в течение тысячелетий одними и теми же, а с другой — что значительные изменения в жизни общества происходили и происходят только плавным, мирным путём.

Однако исторические факты говорят совсем иное. Смена одних общественных формаций (способов производства и вытекающих из них общественных укладов) другими совершалась путём скачков — революционных переворотов. Это закон исторического развития.

Что лежит в основе социальной революции? Может быть, заговор кучки маргиналов или козни «жидов»? Нет, в корне и основе социальной революции всегда лежат экономические причины. Это конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Этот конфликт имеет важную особенность: он не может быть решён в пределах старой общественной формации, в рамках старых производственных отношений. Он может быть решён лишь путём революционной замены отживших, реакционных производственных отношений новыми, прогрессивными производственными отношениями. Как раз об этом говорит Маркс:

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого, — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».

В чём главный вопрос всякой революции? Буржуазия затёрла это слово до дыр, подменила его смысл. Население часто слышит о «цветных» революциях, о фашистских «революциях» в политике правительств, в музыке, моде или торговле. Капиталисты внушают массам, что тем не требуется насилие, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Между тем, всякая социальная революция в обществах, состоящих из враждебных классов, всегда есть насильственная революция. Насилие — это оружие масс, с помощью которого прокладывает себе путь прогрессивное общественное движение, ломая сопротивление реакционных классов. Почему для прогресса производства и общества требуется насилие? Потому что господствующие эксплуататорские классы заинтересованы в сохранении отживших производственных отношений и общественных порядков и оказывают отчаянное противодействие их замене новыми производственными отношениями и новыми порядками. Иначе говоря, чтобы сохранить свои привилегии и возможность присваивать себе без оплаты чужой труд, эксплуататоры готовы на любые дикости и зверства вооружённой борьбы с трудовым народом.

Происходит примерно следующее. До известного момента развитие производительных сил и изменения в области производственных отношений протекают стихийно, независимо от воли людей. Но это только до известного момента, пока возникшие и развивающиеся производительные силы успеют как следует созреть. После того, как производительные силы созрели, существующие производственные отношения и их носители — господствующие классы — превращаются в «непреодолимую» преграду, которую можно снять с дороги лишь путём сознательной деятельности новых классов, путём насильственных действий этих классов, путём революции.

Это означает, что противоречие и конфликт между новыми производительными силами и тормозящими их развитие отжившими производственными отношениями выглядит как борьба между классами. Главным элементом развития новых производительных сил являются производители материальных благ — трудящиеся массы. А носителями старых отживших производственных отношений являются паразиты — господствующие эксплуататорские классы. Поэтому конфликт между производительными силами, требующими развития, и производственными отношениями, удушающими их, приводит к возмущению трудящихся масс против господствующего эксплуататорского класса, к революционным действиям трудящихся, к насильственному свержению политического и экономического господства реакционного класса, который отчаянно защищает старые, отжившие производственные отношения.

В чём состоит преимущество эксплуататорских классов перед трудовым народом? Господствующие эксплуататорские классы, оказывая сопротивление новому способу производства, пользуются принадлежащей им государственной властью. Это заставляет передовой общественный класс, представляющий новый способ производства, вооружаться и направлять свои революционные действия, прежде всего, на завоевание политической власти. Борьба за обладание государственной властью выдвигается на первый план революции, делая неизбежным вооружённое столкновение борющихся классов, порождая с необходимостью революционные восстания против реакционных классов с целью снятия их с власти. Вопрос о государственной власти есть главный, основной вопрос всякой революции. Революционерам нельзя рассчитывать на победу, если власть остаётся в руках старого, реакционного класса. Поэтому являются ложью все «доказательства» социал-фашистов, что можно получить социализм мирным путём, оставляя власть в руках буржуазии.

Поэтому не являются революцией государственные перевороты, когда власть остаётся в руках старого класса, но меняются его правящие группировки. Не являются революцией и реформы, которые есть не что иное, как частичные уступки, на которые идут господствующие классы в интересах сохранения своего господства, «откупаясь» уступками от требований народа. Социальная революция означает переход власти от одного класса к другому. При этом смену одного общественного строя другим невозможно провести путём реформ или государственных переворотов. Такая смена, как правило, происходит путём революции, которая предполагает то, чего так боится буржуазия и чего пока что боятся запуганные ею мелкобуржуазные массы — самую острую борьбу классов, борьбу не на жизнь, а на смерть.

Нынешняя фашистская буржуазия объявляет революции уклонением от «нормального» пути развития общества. Она твердит, что общество развивается сугубо эволюционным путём. Революцию капиталисты рассматривают как своего рода «болезнь», как «воспаление общественного организма». В этом деле они не говорят ничего нового, а продолжают старую линию социал-ренегатов II Интернационала и «старых» фашистов. Так, Каутский ограничивал действие социальной революции лишь переходом от феодализма к капитализму. Ожесточённые классовые битвы древнего Востока и античной Европы он отказывался рассматривать как социальные революции и презрительно именовал «мятежами». Социал-ренегаты пытались доказать, что революция была в истории только однажды — при переходе от феодальной эпохи к капитализму, и потому она не является всеобщим законом. Это измышление тогда понадобилось социал-фашистам, чтобы «доказать», будто замена капитализма социализмом совершится мирно, сама собой, путём «хозяйственной демократии», без социальной революции, без вооружённого свержения капиталистов, без диктатуры пролетариата. Ненависть к рабочей революции, буржуазный страх перед ней толкали оппортунистов на измену марксизму.

Однако марксизм доказал, а практика подтвердила, что социальные революции — не уклонение, а необходимый, закономерный путь развития классового общества. Революции есть локомотивы истории. Почему? Потому что в революционную эпоху к сознательному историческому творчеству поднимаются миллионные массы трудового народа, который в «обычное» время придавлен, одурачен, отстранён от политической жизни. Именно вследствие участия огромных масс народа революции означают громадное ускорение всего хода исторического развития. Не кучка заговорщиков, не «еврейский» заговор, не иностранная агентура , а народные массы решают дело всего исторического развития. Трудовой народ — действительный «машинист и кочегар» истории!

Поэтому буржуазно-фашистский взгляд на периоды революций как на периоды «безумия», «исчезновения мысли и разума», «торжества бесов» и т. п. является несостоятельным. Когда народные массы сами, со всей своей действенной предприимчивостью, простой, грубой решительностью начинают творить историю, воплощать в жизнь прямо и немедленно «принципы и теории» — тогда капиталисты и мещане чувствуют дикий страх и вопят, что «разум отступает на задний план». А на деле всё происходит наоборот: именно в такие моменты на передний план в истории выступает разум масс, а не разум отдельных личностей. И этот массовый разум становится живой, действенной, а не кабинетной силой. Поэтому революционные периоды отличаются огромной широтой и большим богатством событий, большей сознательностью масс, невиданной смелостью и яркостью исторического творчества по сравнению с периодами застойного, мещанско-фашистского «прогресса». Массовая народная революция, подымающая угнетённые классы на борьбу против классов-угнетателей, всегда является революцией творческой, ибо она разрушает старое, гнилое, и творит новое.

Какой характер имеют революции и какие силы движут ими? Все ли революции одинаковы? Нет. Социальные революции различаются по своему характеру и движущим силам, по экономическим, политическим и социальным результатам. Чем определяется характер революции? Он определяется тем, какие противоречия революция разрешает, какие задачи она старается решить. Поскольку причиной любой социальной революции является конфликт между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями, то её характер зависит от того, какие производственные отношения она призвана разбить и какие утвердить. Так, революция, призванная уничтожить феодально-крепостнические отношения и утвердить капиталистические, является по своему характеру буржуазной. Революция, призванная уничтожить капиталистические производственные отношения и утвердить социалистические, по своему характеру является пролетарской, социалистической.

Что такое движущие силы революции? Это те классы, которые осуществляют революцию, двигают её вперёд, преодолевая силой сопротивление отживших классов. Первыми в истории социальными революциями были революции рабов. Они привели к ликвидации рабовладельческого строя. В результате восстания рабов и вторжения варварских племён была разрушена Римская империя. Объективный (не зависящий от желания рабов и не осознаваемый ими) смысл революции рабов заключался в замене рабовладельческой формы частной собственности собственностью феодально-крепостнической. Поэтому революция рабов, ликвидировавшая рабовладение и отменившая рабовладельческую форму эксплуатации, не привела и не могла привести к уничтожению эксплуатации вообще. Не могли привести к уничтожению эксплуатации и революции крепостных крестьян, направленные против феодального строя. Революция крепостных крестьян ликвидировала крепостников и отменила крепостническую форму эксплуатации. Но она поставила вместо них капиталистов и помещиков, капиталистическую и помещичью форму эксплуатации трудящихся. Одни эксплуататоры сменились другими эксплуататорами. Крестьянские революции могли поставить на место феодально-крепостнических отношений лишь капиталистические отношения, основанные на буржуазной собственности на средства производства. Поэтому такие революции были по своему характеру буржуазными революциями.

Что в пролетарской революции вызывает дикий страх и ненависть эксплуататоров всех типов и мастей? То, что она имеет принципиально иной характер, чем все остальные революции. Социалистическая революция призвана не просто уничтожить капиталистические производственные отношения и утвердить социалистические, а уничтожить всякую эксплуатацию, покончить со всеми и всякими эксплуататорами. Ввиду этого социалистическая революция коренным образом отличается от всех предшествующих революций, которые представляли собой однобокие революции, ограниченные по своим задачам и размаху.

Часть 2 →

Подготовили: И. Белый, М. Иванов.

Аудиоверсия статьи

Локомотивы истории. Часть 1: 16 комментариев Вниз

  1. Численность лиц получающих пенсию в Украине и России

    По Украине данные с 2001 по 2021 гг., а по России с 2014 по 2023 гг.

    Видим, что у России всё не так плохо как у Украины, тем не менее, общая картина будет ухудшаться и далее, ведь пенсионный возраст растёт, а предпосылок для роста населения и продолжительности жизни нет.
    https://ukrstat.gov.ua/druk/publicat/kat_u/2021/zb/07/zb_szn_2020.pdf

    https://rosstat.gov.ru/folder/13877#

  2. по поводу «классовые битв древнего Востока и античной Европы»: можно ссылки на первоисточники?

    не в том смысле, что я сомневаюсь в сказанном, просто нужно заполнить пробелы.

  3. А когда европейские города получали независимость от феодалов, то есть не крестьяне, было ли это революцией?

    1. Нет. Но это было части общего буржуазно-революционного процесса, происходящего при феодализме.

      Понимаете, какое дело? Буржуазная революция начинается при феодализме и КОНЧАЕТСЯ переворотом. А пролетарская революция НАЧИНАЕТСЯ с переворота и продолжается при социализме.

      1. Я соглашусь со всем что вы написали кроме слова «Нет» в самом начале.
        Да такие выступления городов против феодалов были частью революции. Они не заканчивали её. Со всем остальным согласен.

  4. Так. какие должны быть условия в существующей в нашей стране обстановке для возникновения революционных настроений масс? Производственные работники, другие слои населения, трудящиеся по найму, не считают себя эксплуатируемыми кем-то, ущемлёнными в правах и свободах.Они, как правило, видят причину своих бед и трудностей в происках местных чиновников. до которых вот-вот доберётся карающая рука президента.Что должно кардинально изменить их политическое сознание, чтобы понять суть происходящего — война, разруха, воздействие каких-то сил извне?

    1. «Производственные работники, другие слои населения, трудящиеся по найму, не считают себя эксплуатируемыми кем-то, ущемлёнными в правах и свободах.» — Что за бред! Конечно, это не так!

  5. Товарищи. У меня такой вопрос как у начинающего марксиста. Как Сталин так хорошо понимал МЛ теорию и оперировал ей? Ведь в то время (начало 20 века) не было так много марксистской литературы, доставалась она тяжело и была нелегальной. А он тогда писал такие серьёзные работы, до которых не каждый кружковец той поры дорастал. Как так? В чем секрет
    его успеха? Какие книги надо читать, чтобы так блестяще понимать марксизм и громить оппонентов?

    1. Сталин, Ленин, Маркс и Энгельс — это создатели марксизма. Для того чтобы быть создателем науки, надо быть гением.

        1. Ничего божественного в гениальности нет. Тем более что приложение этой гениальности объективно назрело: марксизм возник не в стороне от столбовой дороги истории. Не Сталин, так кто-то другой бы появился.

    2. МЛ теория не идея оторванная от реального мира. Поэтому оперировать ей легче чем буржуазными теориями, в которых полно вымыслов, допущений, предположений и противоречий. В них самих очень тяжело самому теоретику не запутаться.
      Да и мне кажется не во все времена МЛ литература была запрещена, да и контролировать этот запрет было куда сложнее чем сегодня. Сталину вполне могло быть достаточным прочитать Антидюринг, чтобы понять что к чему. Я как помню эта книга у него одной из первых появилась.

  6. А у других изучающих марксизм товарищей есть шанс стать гениальными или нет? Мне вот интересно как достичь такого же уровня владения МЛ, каков был у Сталина? Зубрить классиков?

    1. Единственный способ в совершенстве овладеть наукой — это решать задачи, которые данная наука ставить. Не эпизодически, а постоянно. Только тогда, когда проверяешь теорию на практике, можно откорректировать теорию или уточнить и дополнить её.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code