К годовщине А. С. Пушкина

Вместо эпиграфа:
«Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей»
(А. С. Пушкин, «Цыганы»).

Фашистам понадобился Пушкин. Лет 6-7 до сего года буржуазия старалась о великом поэте-демократе не вспоминать, так как он слишком сильно стоит поперёк всей политики фашисткой буржуазии в России. Но поскольку дела у капиталистов всё хуже, противоречия империализма всё сильнее предъявляют себя, постольку методы всеобщей лжи, фальсификации и террора против трудящихся должны становиться всё изощрённее и подлее. Ведь, несмотря на внешнюю тишь да гладь в обществе, буржуазии всё труднее становится удерживать рабочих и трудящихся от самоорганизации, от оружия, от разворота классовой борьбы. Недра общества дымятся сильнее, крот истории роет. Революционная опасность для эксплуататоров не убывает, а растёт.

Недавно один знакомый, бывший левый, переметнувшийся к фашистам, заметил, что гитлеровцам не стоило запрещать в Германии Маркса, Энгельса, Гейне и других прогрессивных деятелей истории и культуры. Нацистам нужно было действовать тоньше, именно: вытравить из марксизма его революционную душу, фальсифицировать его, превратить марксизм в безвредную икону для рабочих, побуждающую к труду на монополии. Опошлить и сфабриковать из стихов Гейне фашистские гимны и лозунги. Словом, поставить идеи и личности великих деятелей прогресса на службу реакции и империализма, выпотрошив и препарировав их в нужную для фашизма сторону.

И этот ренегат прав — в том смысле, что он правильно заметил политику нынешнего фашизма в отношении прогрессивных событий и выдающихся передовых личностей. Эти события и личности, поскольку защитить их сегодня некому, оскверняются фашизмом, фальсифицируются, ставятся с ног на голову, подменяется их революционная классовая суть — на выгодную буржуазии рабскую бурду, которой травят массы, добиваясь их разобщения, страха, отказа от борьбы за свободу и человеческую жизнь, добиваясь омерзительной покорности капиталистам и фашистским властям.

Для этой цели российскому империализму понадобился и величайший русский поэт. Кастрировать Пушкина, сделать заклятого врага рабства, крепостничества и самодержавия сладеньким салонным поэтом, воспевающим цветочки и душевные томления невинных дворянских барышень. Чтобы затем преподнести народу его поэта в виде ручного гения, вполне покорного царям, никогда не помышлявшего разбить позорное рабство на Руси, влюблённого в отечество в помещичье-империалистическом понимании этого отечества. Правительство устраивает пышное лицемерное празднество к годовщине Пушкина, чтобы показать трудящимся России не Пушкина, а прилизанного безвредного дворянчика, лубок из мещанских добродетелей — как образец для подражания народу: покорность властям, христолюбие, безропотный труд «на благо царя и отечества», воспевание царей и захватов чужих земель — также «во благо отечества».

С другой стороны, фашистам нужно отвлечь внимание трудящихся от революционной деятельности и поэзии Пушкина и переключить его на эфиопские корни поэта, число и особенности его любовниц, выпивки и карточные игры с офицерами, отношения с Натальей Гончаровой. Эту мелкую бытовую сторону жизни поэта буржуазия, щедро приправляя быль пошлыми и гадкими небылицами и подделками, якобы принадлежавшими перу поэта, выпячивает и преподносит народу как главную и основную.

Нынешние ученики Гитлера прославляют Пушкина как творца современного русского языка. Но сами говорят и насаждают в народе отвратительный фашистский «собачий язык»: не «сказать», а «озвучить». Чтобы затуманить свои речи и одурачивать трудящихся, вместо простого и ясного русского языка, за который боролся Пушкин, фашисты вводят путаное многословие, насыщенное иностранными словами и уголовным жаргоном.

Таков действительный смысл нынешнего «чествования Пушкина», откуда ясно, что великий поэт-революционер нашей эпохи понадобился фашистам как популярнейшая фигура, которой требуется прикрыть новое рабство и террор, разбой и грабёж империалистической войны.

Кто же такой Пушкин в политическом смысле? Уже в лицее Пушкин страстно интересуется идеями великих французских просветителей — Вольтера, Руссо, читает «вольную» литературу, в т. ч. запрещённые произведения Радищева. Там же знакомится с идеями политической свободы и гражданского равенства — идеями растущей, прогрессивной тогда ещё буржуазии. Через знакомство с будущими декабристами Пушкин воспринимает освободительные идеи, владевшие тогда прогрессивной дворянской молодёжью. «Смерть тиранам!», «Свобода, равенство, братство» — эти лозунги французской революции юный Пушкин понимает как принципы «настоящей жизни человека».

В лицее Пушкин вступает в литературное общество «Арзамас», которое вело борьбу с реакционными кругами русской дворянской литературы за простоту литературного русского языка. (Такое общество не повредит и сегодня, как часть общедемократического движения для борьбы против «собачьего языка».)

По окончании лицея Пушкин был назначен в министерство иностранных дел, где фактически не служил, проявляя полное равнодушие к служебной карьере. В то же время Пушкин близко сходится с будущими организаторами восстания декабристов и глубоко воспринимает их идеи об уничтожении в России крепостнических порядков и «всякой средневековой дикости», сильно тормозивших развитие страны. В 1819 г. поэт вступает в общество «Зелёная лампа», которое было связано с тайным обществом декабристов. Показателем роста сознания молодого Пушкина были его политические стихотворения, написанные в 1817 –1820 гг. Пушкин открыто выражал свои вольнолюбивые стремления. Стихи широко разошлись в рукописях и стали известны царскому правительству. Царь Александр I был настолько обеспокоен революционными стихами молодого поэта, что хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. В 1820 г. Пушкина высылают из Петербурга в Екатеринослав под предлогом службы в колониях южного края, на Украине. Перед отъездом Пушкин закончил свою первую поэму — «Руслан и Людмила», написанную в реалистическом стиле, в которой уже просматривались демократические нотки.

В октябре 1820 г. Пушкин приезжает в Кишинёв, куда переехала канцелярия, к которой он был приписан. Там Пушкин близко сходится с Орловым, Раевским, Давыдовым, у которого собирались будущие декабристы. На юге Пушкин знакомится с Пестелем, руководителем Южного общества. По воспоминаниям друзей поэта, Пушкин уже тогда полностью разделял взгляды декабристов, хотя и не был членом тайного общества. Пушкин поддерживал план свержения монархии, отмены крепостного права, введения конституционной республики и либеральных свобод. Поэта не приняли в общество как гражданского, так как офицеры рассчитывали провести переворот силами военных. Пушкин на юге поддерживает связь с руководителями национально-освободительного движения в Греции, приветствует начавшиеся освободительные национальные движения в Испании, гарибальдийцев в Италии.

В 1823 г. Пушкина переводят в Одессу в канцелярию генерал-губернатора. Там поэт отказывается от служебных поручений и занимается литературным трудом. Именно там Пушкин окончательно понял, что литература есть национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцелярии и службы при дворе. Пушкин первый поднял звание литератора на высоту до него недосягаемую. Независимое поведение Пушкина, его требование уважения к себе как человеку и поэту — всё это вызвало озлобление «полукупца-полуневежды» графа Воронцова. В результате доносов этого «полуподлеца», Пушкина по распоряжению царя высылают из Одессы в имение родителей, село Михайловское. В Михайловском за Пушкиным устанавливают полицейский надзор.
Современная фашистская версия биографии Пушкина преподносит эту ссылку и надзор духовенства и местных властей как благо. Вот что написано об этом периоде жизни поэта на сайте государственного (а значит, финансируемого из федерального бюджета!) музея-заповедника Пушкина в Михайловском (курсив— РП):

«Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы «Борис Годунов», которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно «смиренный и величавый» образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы».

Кто может после этого питать иллюзии насчёт отделения церкви от государства в современной России? Нелишне добавить, что автор процитированного отрывка из музея Пушкина — это митрополит Анастасий, фашистский прихвостень, служивший в Третьем Рейхе, а во время Второй мировой войны благословлявший власовских и эмигрантских предателей на «священную» войну против СССР и коммунизма и певший осанны в адрес — цитируем: «мужественного германского меча», который «успел рассечь его (русского народа) оковы». Вот вам и «денацификация»!

14.12.1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов (это было фактически восстание Северного общества, вожди которого выступали за отмену крепостного права при сохранении конституционной монархии; тогда как Южное общество, более радикальное в вопросе о монархии, действовало в районе Киева; северяне «простояли» победу, а южане её «пробегали»). Восстание было жестоко разгромлено. Во время следствия жандармы установили, какую огромную роль в подготовке восстания сыграли политические стихотворения Пушкина: «Вольность», «Деревня», «Кинжал» и другие. Пушкин остро переживает поражение восстания и ждёт расправы со стороны царских властей. Опасаясь обыска, поэт сжигает свои записки, поскольку это были доказательства его связи со многими из заговорщиков.

В 1826 г. по приказу царя к месту ссылки Пушкина был командирован агент охранки с целью найти «подозрительные деяния» Пушкина в Михайловском. Однако ничего «крамольного» жандарм не нашёл. Тогда царь Николай I попытался сам воздействовать на Пушкина, «приручить» его, чтобы использовать блестящее дарование поэта и направить его в интересах политики самодержавия. В сентябре 1826 г. поэта под конвоем доставляют в Москву к царю. При свидании с царём Пушкин не скрывает своих революционных убеждений. На вопрос Николая об отношении к недавнему восстанию Пушкин открыто заявил, что, будь он в Петербурге 14 декабря, он был бы вместе со своими друзьями на Сенатской площади. Царь объявил Пушкину, что «прощает» его, обещает полную «свободу творчества» и добавляет, что отныне сам будет цензором поэта.

Эти царские «милости» обернулись для Пушкина жестоким террором. Царизм боялся Пушкина. Его произведения теперь должны были проходить тройную цензуру. За поэтом непрерывно следили, его письма вскрывались. Пушкину постоянно делали замечания царь и шеф жандармов Бенкендорф. Отношения между царём и поэтом обостряются. В 1829 г. Пушкин без разрешения царя поехал на Кавказ, где было много сосланных декабристов. Пушкину объявляют царский выговор.

До конца своих дней поэт ненавидел самодержавие и весь крепостнический уклад в России, сохранял преданность своим друзьям-декабристам. В 1827 г. он отправляет им послание «В Сибирь», в котором призывал хранить «гордое терпение» и верить, что «оковы тяжкие падут» и «темницы рухнут». Царским властям становится известно стихотворение Пушкина «Андре Шенье» с надписью «На 14 декабря». Была обнаружена богохульная поэма Пушкина «Гавриилиада», написанная им в 1821 г. Поэту пришлось давать объяснения в Сенате и царю. Правительственная печать открыла травлю Пушкина, заявляя о падении его таланта. Всё это сильно угнетало поэта.

В 1834 г. Пушкин был произведён в камер-юнкеры, что было ещё одним ударом. Этот чин получала аристократическая молодёжь, а им был «награждён» 35-летний Пушкин ради того, чтобы его жена получила доступ ко двору. Пушкин презирал и сторонился придворной и великосветской жизни, занимаясь исключительно литературным трудом. А производство в юнкеры обязывало Пушкина посещать дворцовые церемонии, что угнетало и отвлекало от работы.

В 1830 г. Пушкин приступает к изучению крестьянской войны под руководством Е. Пугачёва. Появляется работа «История Пугачёва», которую царь приказал переименовать в «Историю пугачёвского бунта». На основе материалов о восстании Пушкин пишет «Капитанскую дочку», мотивы восстания отражаются и в повести «Дубровский». В 30-е гг. Пушкин выступает как публицист, ведёт борьбу с реакционными журналистами типа Булгарина. С 1830 г. Пушкин с Дельвигом редактируют «Литературную газету». В 1836 г. поэт с товарищами основывает журнал «Современник», куда приглашается сотрудничать В. Белинский. Журналистская деятельность Пушкина вызывает гнев и резкие отзывы всей реакционной печати и правящей верхушки общества. Царь и его окружение не могут примириться с тем, что поэт не «приручен» ими и стремится к свободному, независимому положению. Зреет острый конфликт между великим народным поэтом и самодержавно-крепостническим строем николаевской России. Этот конфликт, в конечном счёте, привёл к убийству Пушкина. Царские холопы и провокаторы путём анонимных писем вызвали ссору между поэтом и ничтожным светским фатом, офицером Дантесом, который нагло ухаживал за женой Пушкина. 27.01.1837 г. состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Пушкин был смертельно ранен и 29.01.1837 г. скончался.

Пушкин пал жертвой жандармско-крепостнической системы царской России. Его гибель была утратой для всего русского народа и вызвала народное возмущение, которого Россия не знала с декабря 1825 г. Опасаясь нового восстания, Николай I приказал тайком отвезти тело Пушкина в Михайловское и там похоронить без почестей.

Пушкин жил и творил в 20–30 гг. XIX в., на первом этапе русской революции, когда на арене политической борьбы действовали дворяне и помещики, декабристы и Герцен [1]. Это был период подъёма патриотического духа русского народа, одержавшего победы над наполеоновской армией, вторгшейся в Россию в 1812 г. Феодально-крепостнические отношения тормозили экономическое развитие страны, тогда как победа над Наполеоном вселила в крестьян и передовую часть дворянства надежду и уверенность в скорой свободе, переменах к лучшему. Но ни свободы, ни перемен к лучшему народ не получил. Пушкин понимал и чувствовал могучую силу русского народа, его стремление к свободе и человеческой жизни. Пушкин видел, как народ угнетается позорным крепостным рабством, системой аракчеевских поселений (нечто среднее между концлагерем и военным городком), полицейским произволом и насилиями. То был период потрясения феодальных устоев, когда с неизбежностью встал вопрос о ликвидации крепостного права, о необходимости развития капитализма в России.

Пушкин — передовой человек своего времени. Он хорошо понимал всю сложность обстановки назревавших событий и не мог не высказать своих убеждений и взглядов по двум важнейшим вопросам: отношение к самодержавию и к крепостничеству. Пушкин испытал на себе сильное влияние западноевропейского освободительного движения, идей французской революции 1789 г., нарастания революционных войн в Испании, Италии и Греции. Пушкин был близок к той передовой дворянской молодёжи, которая, часто не сознавая того, была выразителем интересов растущей русской буржуазии, заинтересованной в республике и ликвидации феодализма. Она объединялась в тайные общества, готовила изменение существующего строя путём организации военного заговора. Пушкин в своих произведениях выразил идеи этой дворянской молодёжи — будущих декабристов. Пушкин горячо выступал против всей крепостнической системы, за свободу и просвещение народа.

Вся система феодальных отношений, «позорная азиатчина», дворянские традиции придворного раболепия — всё это противоречило чувствам и мыслям Пушкина, которые владели им с юности. Пушкин стремится к независимости и свободе, ненавидит рабство во всех его проявлениях. «От кого бы я ни происходил, — пишет он в одном из писем, — образ мыслей моих от этого не зависел». Это были слова человека, который понимал, что для него интересы всей нации выше интересов одного дворянства. А говорил он так потому, что его личный опыт был шире и глубже опыта дворянского класса. Воспитанный в духе идей просвещения и гуманизма, Пушкин оказался отщепенцем, врагом своего класса. Это подтверждается его ненавистью к крепостническим порядкам, презрительным отношением к высшей знати, стремлением уйти от дворянского общества, бежать из такой России, где «не нужны ни ум, ни талант».

Но Пушкин не перешёл на позиции другого класса — крестьянства, как это позже произошло с Герценом. Пушкин жил в тот период, когда крестьянство в лице своих передовых деятелей — вождей революционной демократии — еще не выявило своих позиций. В 30-е гг. под влиянием холерных бунтов, которые говорили об огромном недовольстве крестьян помещичьим грабежом и произволом, Пушкин задумывается над ролью и значением крестьянства в решении судеб России. По его мнению, «одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство». Пушкин называл русский бунт «бессмысленным и беспощадным» не потому, что был противником этого бунта, а потому, что видел на примерах поражения крестьянских восстаний Разина и Пугачёва стихийность и неорганизованность революционного движения народа. Пушкин — целиком на стороне народных восстаний, и он горько сожалеет, что у крестьянства не хватило сил и организации для победы над самодержавием.

Пушкин понимал прогрессивную роль капиталистического развития России. Вместе с тем поэт видел, как путём «жестоких предрассудков», «крови и нестерпимого тиранства» идёт развитие капитализма на Западе. Он видел, как при власти буржуазии «всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую» подавляется «неумолимым эгоизмом и страстью к наживе, к довольству». Пушкин отрицательно относится к буржуазным порядка и нравам.

Пушкин был общественным деятелем, к голосу которого прислушивались передовые круги русского общества. Он проявлял огромный интерес к социально-политической жизни России и Западной Европы, интересовался всей политической литературой своего времени, был знаком с философией Фихте, с учением утопического социализма Сен-Симона. Пушкин был одним из образованнейших людей, он проявил свои огромные способности как историк. Поэт совсем не идеализировал русскую старину, как того требовали от него царь и его холопы. Пушкин критически смотрел на факты, умел обобщать их, стараясь вскрыть их истинный смысл. Выше всего Пушкин ценил в истории людей, боровшихся за прогрессивное развитие России. Он неоднократно говорил, что народ должен гордиться своим революционным прошлым. «Только революционная голова, подобная Пестелю, может любить Россию так, как писатель может любить её язык».

Пушкин был глубоко русским. По его словам, «ни за что на свете не хотел бы переменить отечества и иметь другую историю». В этом — трагедия Пушкина, который, с одной стороны, горячо любил свою родину, желал ей блага, гордился народом. А с другой — ненавидел рабский общественный строй в России, пытался бежать из неё, спасаясь от самодержавного деспотизма. Пушкин перерос свою эпоху, он смотрел далеко вперед, в будущее. Вот почему Белинский писал, что Пушкин будет жить в будущем, что он будет воспитателем будущих поколений свободных людей. Так и произошло.

В отличие от придворных поэтов, Пушкин даёт в своём творчестве правдивое отражение крепостного гнёта и произвола. Он опровергает ложное представление о деревенской тиши и идиллии помещичьей усадьбы (об этом так любит рассуждать нынешняя «культурная» буржуазия) и вскрывает омерзительную суть помещичьего быта — «барства дикого». Поэт смело говорит о рабстве народа и выдвигает вопрос о необходимости освобождения крестьян.

«Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещённой
Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?»

Здесь Пушкин ещё допускает — под влиянием декабристов «Северного общества», — что царь сам уничтожит рабство. Но вскоре поэт избавляется от этой вредной иллюзии. В годы ссылки в стихах Пушкина появляются мотивы разочарования, вызванные разгромом революционного движения на Западе, поражением греческого восстания. В стихотворении «Свободы сеятель пустынной» Пушкин скорбит, что народы не могут закрепить «дары свободы», уничтожить «ярмо и бич» и вынуждены покоряться тиранам. Здесь не было никакого презрения к народу, как пытались и пытаются утверждать учёные лакеи! Здесь горячая любовь к народу и сожаление к нему — так же, как в словах Чернышевского о «жалкой нации, нации рабов». Это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей из-за отсутствия революционности в массах русского населения.

Показывая огромное политическое значение Пушкина, Герцен писал: «Первые годы, следовавшие за 1825-м, были ужасающие… Не оставалось никаких иллюзий… Душой всех мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Эта песнь… наполняла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в отдалённое будущее».

В «Борисе Годунове» Пушкин не показал народного восстания. Драма оканчивается сценой на площади, когда «народ безмолвствует». Но в этом безмолвии народа был слышен «страшный голос Немезиды, изрекающей суд» — голос будущей русской революции. Фраза Пушкина о безмолвии народа была использована Лениным в статье «Революционные дни», посвящённой событиям 9 января 1905 г. «Мы должны стараться поспевать, подводить итоги, делать выводы, черпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра, в другом месте, где сегодня ещё «безмолвствует народ» и где в ближайшем будущем в той или иной форме вспыхнет революционный пожар».

Пушкин отвергает религию и церковь и видит в них одну из форм угнетения народа. Ненависть народа к эксплуататорам-попам, к «этой чернорясой сволочи», показана поэтом в целом ряде произведений, где едко и точно высмеивается тупоумие, жадность, подлость и никчемность попов, вред религии.

Сегодня буржуазия говорит, что Пушкин был далёк от русских революционеров-демократов. Между тем, в одном из своих писем 1823 г. Пушкин пишет: Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева?». В первом варианте известного стихотворения «Памятник» Пушкин упоминает Радищева:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

По своим идеям Пушкин был близок к социалистической эпохе. Он приветствовал прогресс, любовь к свободе, просвещение, науку. В своём творчестве Пушкин выразил те идеи гуманизма, которые заложены в русском народе, но не могли и не могут быть развиты в условиях самодержавия, крепостничества, капитализма и фашизма. Пушкин был сыном своего народа, в недрах которого рос и развивался революционный размах, идея освобождения родины от рабства и произвола эксплуататоров. Творчество Пушкина приобрело такой могучий характер потому, что он активно боролся против крепостничества, ненавидел рабство и произвол, стремился к политической свободе. Пушкин — великий народный поэт. Создавая свои произведения, он смотрел на действительность «глазами всего народа», выражал мысли, мечты и чаяния масс:

«И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа».

В своё время Белинский первым указывал, что Пушкин — истинно народный, национальный поэт. И вместе с тем широким массам народа Пушкин был долгое время не известен, ибо «…наш народ не знает ни одного своего поэта благодаря темноте и забитости». А много ли сейчас в народе читают Пушкина? Увы, немного — и то, больше фашистско-поповские бредни о Пушкине, чем произведения самого Пушкина. Империализм втаптывает народы России в новое варварство. Поэтому сегодня о Пушкине можно сказать то же, что о Толстом: он был известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба — борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету. Нужен социалистический переворот.

Подготовил: РП.


[1] См. серию статей РП «Очерки революции» https://work-way.com/blog/2023/04/03/ocherk-revolyutsii-na-granitse-epoh/ и их продолжение.

К годовщине А. С. Пушкина: 38 комментариев Вниз

  1. «Властитель слабый и лукавый,
    Плешивый щеголь, враг труда,
    Нечаянно пригретый славой,
    Над нами царствовал тогда.»
    © Александр Сергеевич Пушкин.

    ПС: На все времена…

  2. Большевицкая ложь! Пушкин любил Россию и русского царя! Русский не может быть большевиком! Большевик это вырусь!

        1. //Как говорил господин Холмогоров, получи левак гранату!//

          Этот говорил?
          Егор Станиславович Холмогоров — российский политический деятель, публицист, режиссёр-документалист, блогер, (русский?) националист. Обозреватель телеканала «Russia Today», автор и ведущий сайта «100 книг». Автор термина «Русская весна».

          Борис У., передайте фашистскому шакалу Холмогорову, что граната может и в ответку прилететь!

  3. Мы в школе проходили такое стихотворение Пушкина.

    ***
    Друзьям (Нет, я не льстец, когда царю…)

    Нет, я не льстец, когда царю
    Хвалу свободную слагаю:
    Я смело чувства выражаю,
    Языком сердца говорю.Его я просто полюбил:
    Он бодро, честно правит нами;
    Россию вдруг он оживил
    Войной, надеждами, трудами.О нет, хоть юность в нем кипит,
    Но не жесток в нем дух державный;
    Тому, кого карает явно,
    Он втайне милости творит.Текла в изгнанье жизнь моя;
    Влачил я с милыми разлуку,
    Но он мне царственную руку
    Простер — и с вами снова я.Во мне почтил он вдохновенье;
    Освободил он мысль мою,
    И я ль в сердечном умиленье
    Ему хвалы пе воспою? Я льстец! Нет, братья, льстец лукав;
    Он горе на царя накличет,
    Он из его державных прав
    Одну лишь милость ограничит.Он скажет: презирай народ,
    Глуши природы голос нежный.
    Он скажет: просвещенья плод —
    Разврат и некий дух мятежный! Беда стране, где раб и льстец
    Одни приближены к престолу,
    А небом избранный певец
    Молчит, потупя очи долу.
    __________________________________
    Как это стихотворение можно тогда объяснить в биографии поэта? Получается Пушкин переметнулся в итоге в лагерь царской реакции, как в свое время Достоевский?

    1. Вот мы и говорим: фашистам понадобился Пушкин. Нашли что давать ЕГЭшным школьникам, тем более без разъяснений! Этим стихотворением фашисты размахивают, как стриптизёрша снятым лифчиком, совершенно умалчивая о контексте этого стиха и не обращая внимания на весь его текст, в особенности последние четверостишия. А контекст его таков.
      В декабре 1826 года Пушкин пишет стихотворение «Стансы» («В надежде славы и добра…»):

      В надежде славы и добра
      Гляжу вперед я без боязни:
      Начало славных дней Петра
      Мрачили мятежи и казни.
      Но правдой он привлек сердца,
      Но нравы укротил наукой,
      И был от буйного стрельца
      Пред ним отличен Долгорукой.
      Самодержавною рукой
      Он смело сеял просвещенье,
      Не презирал страны родной:
      Он знал ее предназначенье.
      То академик, то герой,
      То мореплаватель, то плотник,
      Он всеобъемлющей душой
      На троне вечный был работник.
      Семейным сходством будь же горд;
      Во всем будь пращуру подобен:
      Как он, неутомим и тверд,
      И памятью, как он, незлобен.
      1826 г.

      Пушкин рассматривал данное стихотворение как план прогрессивной политики, на которую он пытался направить Николая I. В концовке выражалось пожелание о возвращении декабристов из Сибири. Однако в близких Пушкину кругах эти стансы были поняты как измена прежним убеждениям и форма лести. Такое понимание его стихов заставило его написать стихотворение «Друзьям» (отсюда и название!), которое уже несколько человек сюда скинули.

      Поскольку Пушкин был обязан отсылать свои стихи на цензуру царю, он представил свой ответ друзьям (и не только друзьям) на рассмотрение Николая I. На это Пушкин получил ответ от Бенкендорфа: «Что же касается до стихотворения вашего под названием «Друзьям», то его величество совершенно доволен им, но НЕ ЖЕЛАЕТ, чтобы оно было напечатано.» (Слова выделены мною — Савельев)

      В действительности смысл стихотворения заключается в политической программе, изложенной в трёх последних четверостишиях, где Пушкин противопоставляет себя льстецам: ограничение самодержавной власти, защита народных прав и просвещения, требование права свободного самовыражения. Именно это послужило причиной, почему Николай запретил печатать эти стихи. Они увидели свет через несколько десятилетий после смерти поэта.

      Об отношениях поэта и царя нелепо судить по этому стиху, особенно если его вырывать из контекста и забывать о поднадзорном положении поэта в моменте. На другой «чаше весов» колоссальный пласт всего его остального творчества. У фашистов «перевешивает» один стих, да и то — поверхностно истолкованный.)))

  4. А как же он мог оставаться верным идеям декабристов, если он написал стихотворение «Друзьям» в 1828 г.? Или это подделка?

  5. Откуда автор брал информацию? Где можно почитать о Пушкине и его политических взглядах?

    1. О Пушкине написаны тысячи томов. Все прогрессивные российские и советские мыслители так или иначе изучали его жизненный путь и творчество, от Белинского и Чернышевского до Ленина. В советские годы произошёл самый настоящий бум пушкиноведения, имевший огромные успехи в деле изучения пушкинского наследия, освобождения его от цензурных искажений; в розысках новых материалов о жизни и творчестве поэта.
      Для сравнения приведём цифры. Если за период с 1899 по 1916 гг. общий тираж произведений Пушкина составил 37 тысяч экземпляров, то только за 1936/37 гг (к столетию со дня гибели поэта) этот тираж выразился в 17 720 000 экземпляров! А вы спрашиваете, где искать информацию…
      В позднем СССР фокус пушкиноведения начал (потихоньку) сбиваться на малозначительные и бытовые эпизоды жизни поэта, на «новые» интерпретации его стихов; в Перестройку они стали занимать солидную часть пушкиноведения — сами видите, к чему это в итоге привело. В общем, лучше искать информацию о Пушкине в присталинских источниках.

  6. Ну что большевички, справил я нужду на памятник Ленину в городе у себя и отправил денег обществу «Северный человек». И что вы мне сделаете? Гневную статью напишете?

    1. А где доказательства? Присылайте видео своих «подвигов» во славу фюрера — такое, чтобы можно было понять, что это вы тот самый герой, а не кто-то другой — и квитанции перевода. Посмотрим, насколько вы щедры. (Щедрость человека порою определяется не тем, сколько он отдал, а тем, сколько у него после этого осталось.) А без доказательств — знаете — можно и о полёте на Луну сообщить.
      Так что не обессудьте. Пока можем только пальцем у виска повертеть.

      1. Не кипятитесь. Успеете.)))
        Помните, как в «Василии Тёркине»? — «У немца это не последний самолёт».

    2. //Ну что большевички, справил я нужду на памятник Ленину//
      Вы, Борис У., видимо, сверкач.
      Справлять нужду в публичном месте, ещё и на памятник,
      это верх психического отклонения!
      Вам бы, голубчик, к психиатру, немедля, обратиться.
      По вам смирительная рубашка плачет.

      А вообще, к таким как вы нужно применять ударную дозу галопиредола и мягкую комнату.

    3. Знаете, я не фанат Гоблина. Но про таких он очень меткую фразу выдал в свое время: «Малолетний дебил». Вот вы, Бориска, этим дэбилом и являетесь.

      1. Что значит «раньше» появлялась: «раньше» — это когда? Вообще-то такие комментарии пропускались и раньше, пропускаются и сейчас и будут пропускаться в будущем только в исключительных случаях — для иллюстрации того или иного явления. В большинстве же эти фашистские выпады отсеиваются. В данном случае этот комментарий пропущен в ответ на устный вопрос товарища с мест о том, не переборщил ли РП с тезисом » фашистам понадобился Пушкин». Просто подвернулся случай показать истинное лицо тех, кто настаивает на фашистской интерпретации стихов Пушкина. Одного примера достаточно — остальные полетели в помойку. В том числе и дальнейшие сообщения данного фашиста. Поразительно, но все, как один, из тех, кто рьяно настаивал на царелюбии, набожности Пушкина, кто считал определяющим в его творчестве бытовые мелочи из его жизни и т. п. глупостях — как раз вот такие, как этот «Борис У.». Так что это НЕ ЕРУНДА, а важное наблюдение! Никто фашистов за язык не тянет. Но грош цена модераторам данного сайта, если они не будут использовать эти фашистские выпады против самих же фашистов.

    4. Борис У похож на Михаила Балабаева. Очень схожа стилистика троллинга!

  7. Точно его стиль. Любит он гадить постоянно РП и тов. Святову. Какое непотребство он сочинил про одного из редакторов РП. Облил его отборной грязью в стихах, продемонстрировав свой великодержавный шовинизм, и ещё облил грязью храбрых афганских патриотов, боровшихся с обуржуазившейся советской армией. Выступал в защиту проводницы, выбросившей кота из поезда.

    1. В защиту «храбрых афганских патриотов», равно как и в их критику, нужно очень осторожно пускаться. Обобщения очень опасны однобокостью. И борьба «афганских патриотов» против Советской армии тоже обладала признаками национально-освободительной лишь с большими оговорками. По сути, она была оседлана американским империализмом. Причём на корню. Война была империалистической. С обеих сторон.
      Что касается авторства того комментария — оно никого не волнует. На сайт (конкретно под статьёй о Пушкине) поступила дюжина подобных комментариев, от коротеньких до длинных простыней с фашистской ересью. Явно от разных авторов. Но модератор посчитал, что одного достаточно, и больше их не пропускал.

  8. Почему Пушкина большевики в 20-е гг запрещали, разрешили только с 35 г ? Были же у них какие-то основания? И Пушкин все же дворянин, имел крепостных.. Тема Пушкина удобна для игнорирования классовой борьбы

  9. Сегодня надо ещё отметить что рабочий-обыватель, помимо собственного жилья, имеет дополнительный доход благодаря своему графику 5/2 по 8 часов или 2/2 . В выходные рабочие, а они сегодня все обыватель, рубят бабки кто где, кто ремонты делает обывателям, кто как бабки делает, самогон или другие натурпродукты на продажу обывателям делает. Рабочие-обыватели с другими обывателями находят разные ещё пути доп дохода и их много путей, выходные дают тоже возможность для дополнительного дохода. Сегодня другое время, это вам не самодержавие николашки

    1. Не только выходные, но и ночное время вы не учли. В сутках-то 24 часа! Можно «рубить бабло» 24 часа. Без отгулов и выходных. Ну, а если хотите отдыхать, создать полноценную семью, хотите потратить время на саморазвитие — то не обессудьте. «Допдохода» не будет. А ГЛАВНОЕ, в любой момент, если вы случайно надорвёте пуп, или если власть опять затеет что-нибудь типа липового или реального катаклизма, то пиши пропало — на улицу милостыню просить: «ГОТОВ РАБОТАТЬ ЗА ЕДУ». Так? И чем, спрашивается, это отличается от самодержавия Николашки?
      На самом деле, эта вот гонка «за допдоходом», она, во-первых, не всякому по плечу, во-вторых, как правило, мизерная, в-третьих, вколачивает добытчика в каменный век дремучести и прозябания, поскольку не оставляет времени и сил на саморазвитие, а в-четвёртых, не даёт никакой уверенности в завтрашнем дне и лишь потому имеет место, что трудящиеся либо не получают достаточного материального вознаграждения на основной работе, либо испытывают иллюзии, что с помощью «накопленного жирка» переждут катаклизм.

      Вот вам и вся ода дополнительному доходу.

      1. Да есть такие моменты, но это касается узкой, привилегированной прослойки рабочих, которые не загружены на основной работе. Основная же масса рабочих, чтоб создать видимость буржуазного благополучия, вынуждена работать по 300 часов в месяц.

    2. //Сегодня надо ещё отметить что рабочий-обыватель, помимо собственного жилья…//
      И много вы знаете рабочих, имеющих, в РФ, собственное жильё?
      Не от умерших бабушек и дедушек, а полученное трудом?

      //Рабочие-обыватели с другими обывателями находят разные ещё пути доп дохода и их много путей, выходные дают тоже возможность для дополнительного дохода. Сегодня другое время, это вам не самодержавие николашки//

      Торгаши-спекулянты, легко, «съедят» ваш «доп доход», постоянным повышением цен, оправдывая это: курсом валют, мздой городовому-полицаю, вселенскими катаклизмами… и т.д.
      Через короткое время, все ваши усердия превратятся в пустую трату времени(бег осла за морковкой)!

      Так что — без разницы: что царизм, что путинизм!

    3. Глупость несусветная. Возникает ощущение, что вы и дня в своей жизни не работали. Для вас рабочий — это что, робот, пашущий без устали, без целей и стремлений, способный спаивать таких же, как он сам ради прибыли? Хочется вам в морду дать за такие рассужления.

      1. Вот здесь, например, опечатка есть. Так хорошо сказано, а из-за опечатки будут смеяться.

        1. Не будут. Опечатки модератор исправляет, но в исключительных случаях, когда совсем уж смысл искажается.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code