Пролетарская и буржуазная идеология
Только с того дня, как рабочий класс проникается идеями марксизма, коммунизма, ленинизма, можно говорить о пролетарской идеологии.
Мы уже говорили, что эта идеология, теория, наука создана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Возникает такой вопрос: рабочие ведут стихийную борьбу, и не зная о марксизме. Какая же в этом случае бывает у них идеология?
Ленин отвечает: буржуазная идеология.
Борьба рабочего класса, не освещенная марксизмом, не выходит из круга буржуазных или мелкобуржуазных взглядов, идей, представлений. Рабочий борется потому, что его угнетают: он не может не подыматься стихийно на борьбу, но в этой борьбе он не подымается над уровнем господствующих в капиталистическом обществе буржуазных и мелкобуржуазных взглядов. Поэтому его борьба носит узкий, ограниченный, мелочной, «трэдъюнионовский» характер, как выражается Ленин. («Трэдъюнионы» — так называются в Англии профессиональные союзы, которые ни о каком социализме не думают, а поглощены исключительно мелочной экономической борьбой)
Только революционный марксизм впервые открывает глаза рабочему, впервые вырывает его из плена буржуазной, «тредъюнионовской», мещанской идеологии.
Взгляды Ленина на этот счет чрезвычайно важны. Поэтому на них нужно остановиться подробнее.
Побуждаемые тяжестью своего подневольного положения, рабочие массы стихийно подымаются на борьбу против своих эксплуататоров, стачками добиваясь сносного человеческого существования, лучшей заработной платы, короткого рабочего дня. На первых порах борьба рабочего класса носит чисто экономический характер.
«История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами» — вне влияния социалистических идеологов — «рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание трэдъюнионистское, т.-е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п.» (Что делать? 1902 г.).
При «трэдъюнионизме» у рабочих еще нет сознания коренной, непримиримой противоположности их интересов с интересами капиталистического, эксплуататорского общества. Они мирятся с капитализмом. Они не думают о том, чтобы перестать быть вольнонаемными рабами капитала. Им чужда великая идея марксизма или ленинизма: революционное ниспровержение буржуазии и диктатура пролетариата. Они озабочены лишь тем, чтобы подороже и повыгоднее продать свою рабочую силу.
Нетрудно видеть, что трэдъюнионовское понимание задач рабочего класса ничуточку не противоречит интересам буржуазии. Буржуазия прекрасно понимает неизбежность пролетарского движения. Так пусть оно сведется к борьбе за мелкие экономические улучшения, к «полюбовным» договорам хозяев с рабочими об условиях труда и вознаграждения, к судебному разбирательству в третейских судах и примирительных камерах взаимных неудовольствий рабочих и хозяев, к мирному и безвредному обсуждению в парламенте «рабочего вопроса». В этом и заключается тредъюнионизм, подсказываемый рабочему классу буржуазией. Поэтому Ленин и говорил, что
«трэдъюнионизм означает идейное порабощение рабочих буржуазией».
Разумеется, трэдъюнионизм в миллион раз приемлемее для буржуазии, чем грозное учение коммунистов о диктатуре пролетариата. Буржуазия не может не трепетать, слыша слова «Коммунистического манифеста»:
«Коммунисты считают излишним скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего современного общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетарии могут потерять в ней только свои цепи. Приобретут же они целый мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Маркс и Энгельс. Коммунистический Манифест. 1878 г.).
Подымаясь на борьбу за улучшение своего положения, рабочий класс в поисках средств и способов борьбы невольно, бессознательно попадает в плен к буржуазной идеологии, которая одна только его и окружает.
«Стихийное движение…. идет именно к господству буржуазной идеологии… по той простой причине, что буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая, что она более всесторонне разработана, что она обладает неизмеримо большими средствами распространения» (Что делать? 1902 г.).
Буржуазная культура миллионами и миллионами путей — газетой, школой, церковью — обволакивает мозг пролетария и прививает ему мещанские, буржуазные, либеральные (Либерал — сторонник умеренно-буржуазных взглядов, прикрываемых фразами о свободе, народовластии и пр.), «трэдъюнионовские» взгляды и воззрения на задачи рабочего класса. Пролетариат может инстинктивно, стихийно, «нутром» своим тянуться к социализму, к полному освобождению, но
«наиболее распространенная (и постоянно воскрешаемая в самых разнообразных формах) буржуазная идеология тем не менее стихийно вcero более навязывается рабочему».
(Очень хорошее разъяснение той ситуации, которую мы сейчас имеем у нас в России в рабочем движении. Именно в буржуазных рамках тредъюнинизма и удерживают российских рабочих множество специально созданных буржуазией или находящихся под ее патронажем политических или экономических организаций, начиная от политических партий типа КПРФ, РКРП, «Рот Фронта», РПР и т.п. и заканчивая всеми без исключения профсоюзными организациями, в том числе МПРА, который некоторые левые выдают за «классовый» рабочий профсоюз. На деле же этот профсоюз совсем не классовый, а корпоративный, и ничем принципиальным не отличается от того же «желтого» и всеми критикуемого профсоюза ФНПР. Особо следует отметить здесь Фонд Рабочей Академии и его бессменного лидера и идеолога тредъюнионизма и реформизма проф. М.В.Попова, широко разрекламированного повсюду чуть ли не как ведущего российского марксиста. Этот так называемый «марксист», правда, напрочь выбросил из своей теории и практики Ленина и самого Маркса, и занят исключительно пропагандой среди рабочих экономической борьбы, т.е. того самого тредъюнионизма, о котором ведет речь автор брошюры Сорин. Российский комитет рабочих, организованный по инициативе ФРА (и лично Попова) как раз и занимается тем, что учит российских рабочих бороться с буржуазией исключительно в рамках буржуазных законов и внесением в сознание рабочих масс социалистической идеологии не заморачивался и не заморачивается. В том же направлении действует и РКРП с своим клоном «Рот Фронтом» — они также давно выбросили за борт социалистическую теорию и практику классовой борьбы, и «борются» с капитализмом силами самого капитализма — с помощью его парламента и удобных ему буржуазных профсоюзов.- прим. РП)
Ленин учит, что в современном обществе могут быть только две основные идеологии: идеология буржуазная и идеология социалистическая, коммунистическая, пролетарская, марксистская.
«Середины тут нет (ибо «никакой» третьей идеология не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии)».
Для большей точности нужно заметить при этом, что к буржуазной идеологии относится и та ее разновидность, которая носит название идеологии мелкобуржуазной, свойственной мелким хозяйчикам, мелким собственникам. Для пролетариата особенно опасно «заразиться» именно мелкобуржуазной идеологией, которая как будто бы и заимствует кое-что от социализма, — почему ее и смешать можно с социалистической идеологией, но на самом деле не подымает пролетариат над уровнем буржуазных взглядов и не выводит его из круга буржуазных представлений. О мелкобуржуазности мы будем говорить еще не раз. (Вот эта самая мелкобуржуазная идеология тотально господствует в нашем рабочем и коммунистическом движении! И избавиться от нее — есть важнейшая задача сегодняшнего дня, только решив которую, мы сможем создать ту самую настоящую коммунистическую партию рабочего класса, которая сейчас жизненно необходима. — Прим. РП)
Ленин пишет, что о «самостоятельной», то есть не буржуазной, не мелкобуржуазной, не «трэдъюнионовской», а подлинно пролетарской, действительно классовой, «самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи» и что социалистическое сознание рабочим «могло быть принесено только извне», т.-е. революционными марксистами.
Рабочее движение, предоставленное самому себе, не находящееся под влиянием коммунистов, марксистов и, следовательно, подверженное влиянию обволакивающей его со всех сторон буржуазной идеологии, будет носить мелкобуржуазный характер по идеологии, задачам, способам борьбы. Это чрезвычайно важная мысль Ленина.
«Всякое преклонение пред стихийностью рабочего движения, всякое умаление роли «сознательного элемента» (т.-е. роли марксистов, коммунистов, коммунистической партии. — Вл.С.)… означает тем самым, — совершенно независимо от того, желает ли этого умаляющий или нет, — усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих».
(Вот и у нас сейчас в России именно так — члены всей вышеперечисленных партий и организаций вроде бы искренние сторонники социализма, а действуют они на деле в интересах буржуазии, укрепляют в нашем обществе ее господство. Почему так? А потому что полнейшее отрицание необходимости знания и понимания теории научного социализма! И сами не знают, и рабочих не учат! Вот и сидим поэтому третий десяток лет в вонючем капитализме, когда подавляющее большинство страны убеждать в правильности социализма нет никакой необходимости — все бы туда с радостью побежали, не остановить. Все вроде бы в наших руках, да головы дурные. Не рабочим надо поправлять сознание, а сначала тем, кто пытается быть их авангардом — самим «коммунистам»! — прим. РП)
Малейшее отклонение от марксизма, ленинизма представляет собой переход на почву мелкобуржуазных воззрений. История нашей партии особенно наглядно показывает, что группы, сходившие с почвы ленинизма, тотчас же оказывались в плену у мелкобуржуазной идеологии и начинали — против своей воли и желания —проповедывать какую-либо разновидность мелкобуржуазного мировоззрения. Середины нет: или ортодоксальный (не допускающий никаких отклонений) ленинизм или мелкобуржуазность. (Здесь выражение автора статьи «ортодоксальный ленинизм» нельзя понимать догматически, что-де все сказанное Лениным до последней буквы есть непреложный закон и истина в последней инстанции. Как всегда и везде, истинный марксизм-ленинизм требует диалектического подхода — «конкретный анализ конкретной ситуации»! Марксизм-ленинизм категорически против общих истин и абсолютных схем, верных во все времена. Ленина и Маркса нужно не повторять, а понимать! Понять у них главное — почему в той или иной ситуации они действовали так, а не так. Только тогда можно научиться видеть по-марксистски и думать по-марксистски, а значить давать новым события, ситуациям и обстоятельствам истинно марксистские оценки. — прим. РП)
Ошибка «рабочей оппозиции»
В 1920—21 годах в партии существовало течение, именовавшее себя «рабочей оппозицией». «Рабочая оппозиция» расходилась с партией в целом ряде вопросов, в том числе и в области партийного строительства. «Рабочая оппозиция» представляла собой антипартийное, враждебное партии течение; поэтому X партийный съезд осудил «рабочую оппозицию» и прекратил ее дальнейшее существование.
Из многочисленных ошибок «рабочей оппозиции» нас здесь интересует только одна. «Рабочая оппозиция» пыталась восстановить одну часть партии, состоящей из рабочих, против другой ее части — интеллигентов и служащих.
Она, в частности, требовала, чтобы членов партии нерабочих каждый год отправлять на три месяца на фабрики и заводы для физического труда.
В основе этого предложения лежала следующая мысль: рабочий класс по природе своей социалистичен; интеллигенты или служащие по природе своей мелкобуржуазны; надо поэтому время от времени ставить их в положение рабочего, заставлять заниматься физическим трудом, и тогда они приобретут социалистическое (коммунистическое) сознание.
Представитель «рабочей оппозиции» высказал на X съезде партии такой взгляд: «В партии нужно провести коммунистическое воспитание. Это коммунистическое воспитание заключается не только в том, чтобы рабочие по книжке понимали теорию марксизма, когда они хорошо понимают ее и на, практике, но в том, чтобы тот нерабочий элемент, который вошел в ряды партии, понял трудовую пролетарскую психологию». Дальше пояснялось, что в целях «коммунистического воспитания» надо каждого нерабочего посылать на завод и каждый новичок (нерабочий) «должен изучить простейшие процессы физической работы».
В подчеркнутых нами словах представителя «рабочей оппозиции» сквозит та мысль, что для коммунистического воспитания можно было бы, собственно, обойтись и без «книжки», так как рабочие все равно хорошо постигают марксистскую теорию и «на практике», независимо от «книжки».
Вот это-то и неверно. Это та же ошибочная мысль, о которой мы уже говорили выше, будто рабочий класс сам собой, собственными усилиями, из практики своего быта и своего стихийного движения может вывести марксистскую идеологию.
Не может. «Трэдъюнионовскую», мещанскую, либеральную, мелкобуржуазную (под влиянием буржуазной идеологии) — да, марксистскую — нет.
«Трудовая пролетарская психология», о которой говорила «рабочая оппозиция», создается, разумеется, на фабрике и заводе процессом и условиями самой работы, но в том-то и дело, что из самой наилучшей трудовой пролетарской психологии никогда не может само собой вырасти марксистское, коммунистическое сознание, оно приходит только из книжки, из теории, только со стороны, — от Маркса, Энгельса, Ленина и других, и самое внимательное, самое терпеливое и добросовестное изучение и применение «простейших процессов физического труда» никогда не озарит нас теорией марксизма.
Тому наилучшее доказательство — сама «рабочая оппозиция»: людей с «трудовой пролетарской психологией» у «рабочей оппозиции» было достаточно, но это нисколько не помешало тому, что идеология ее была насквозь мелкобуржуазной, антимарксистской.
Наивно до последней степени думать, будто достаточно людям стоять у станков, чтобы у них сама собой образовалась коммунистическая (марксистская) идеология. Если бы вопрос о классовой идеологии пролетариата решался так просто, мы уже давно имели бы социализм.
Дело обстоит гораздо сложнее. В Англии, например, больше 10 миллионов человек стоит у станков, а лишь немного больше 10 тысяч из них — коммунисты, то есть люди с действительно классовой идеологией. И эту идеологию они получили не сами от себя, так сказать «изнутри», а именно «извне» — из теории, от агитаторов и пропагандистов марксизма, от революционеров-марксистов.
Пролетариат существует более ста лет. Высвобождение его от мелкобуржуазной идеологии, стихийно навязываемой ему капиталистическим обществом, и проникновение его идеологией коммунистической есть долгий и трудный процесс. Он не идет сам собой, стихийно, а только благодаря усилиям марксистских групп, организаций, партий, «терпеливо» и настойчиво разъясняющих рабочим их классовые интересы и тем высвобождающих их от влияния мелкобуржуазной идеологии.
(Здесь интересен тот факт, что, как нам рассказывали товарищи, хорошо знающие реалии КНДР, в этой стране умудрились реализовать идеи «рабочей оппозиции» — там служащие и интеллигенция, особенно руководящего звена, должны 1 день в неделю (если не ошибаемся, по пятницам) отработать на производстве. Это их якобы сближает с рабочими массами. Мелкобуржуазный характер подобных мер раскрыт автором брошюры Сориным достаточно хорошо. Более подробно интересующиеся могут узнать из материалов X съезда партии. Но тот факт, что такие мелкобуржуазные и наивные предложения через десятилетия умудрились осуществить на практике, показывает, насколько далеко реалии Северной Кореи ушли в сторону от научного социализма.
Кстати, в предложении «рабочей оппозиции» имеются еще и ошибки философского, мировоззренческого характера. Это чистой воды проявление механицизма, буржуазной идеологии — стремление к созданию абсолютных схем, свойственных механистическому материализму, которые якобы способны разрешить сложный вопрос общественного развития раз и навсегда. Однако, как показывает историческая практика, истинно научным является не механистический, а диалектико-материалистический подход, и только он может привести на деле к успеху рабочий класс в его борьбе с буржуазией и построении нового коммунистического общества. — прим. РП)
«там служащие и интеллигенция, особенно руководящего звена, должны 1 день в неделю (если не ошибаемся, по пятницам) отработать на производстве.»
Сразу вспомнил.
У В. Пикуля в книге «Барбаросса » есть эпизод где рассказывается, что НСДАП для сплочения экипажей военных кораблей и подводных лодок (одна империя, один народ) издали устав (приказ etc) по которому морские офицеры и ниже рангом моряки были обязанны принимать пищу в одной и той же столовой, чего в кайзеровской Германии не было.