О национализме (ответ тт. студентам)

В Редакцию РП поступил запрос от школьника (10 класс), который увлекается идеями коммунизма.

«В нашей школе сейчас идет разжигание межнациональной розни. Несмотря на то, что у нас учится немало ребят с Кавказа, в целом коллектив старших классов отравлен национализмом по обе стороны. Наши русские товарищи симпатизируют скинхедам, а их — симпатизируют кавказским националистам и радикалам. Бывает, что доходит до драк. Но пока в основном все эти грязные споры идут в вконтакте и вотсапе. Что я прошу? Напишите, пожалуйста, краткий ликбез о том, почему нам всем вреден национализм, какой бы он ни был. Почему рабочие должны вместе, сообща против него бороться, и к какой общей цели идти. Я бы сам написал нечто подобное, но нет времени. Интенсивно готовлюсь к ЕГЭ, занимаюсь с репетиторами, так как успеваемость в некоторой степени хромает. Поэтому прошу написать вас, если можете. А я дам этот текст почитать думающим одноклассникам и друзьям.»

Как известно, в период образования наций [1] главным действующим лицом национального движения была буржуазия. В то время появляются национальные рынки, экономические и культурные центры, т. е. факторы, которые ликвидировали хозяйственную раздробленность народа и стягивали разобщённые части этого народа в одно национальное целое. Так, образование русской нации было вызвано обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. А так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание национальных связей русского народа было не чем иным, как созданием связей буржуазных.

Основным вопросом для молодой буржуазии стал вопрос рынка. Ей нужно было сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности. Отсюда желание любой национальной буржуазии — обеспечить себе «свой», «родной» рынок, защитить его от иностранных конкурентов, огородить его национальными барьерами. Рынок был первой школой, где буржуазия училась национализму. Ясно, что эта борьба не ограничивалась хозяйственной сферой, а неизбежно переносилась в сферу политическую. Причём буржуазия апеллировала к народным «низам» своей нации, вовлекала их в национальное движение, в национальную борьбу. Сила национального движения определялась степенью участия в нём широких слоёв нации, пролетариата и крестьянства. Но в условиях подымающегося капитализма национальная борьба была борьбой буржуазных классов между собой.

Читать далее

Февральская революция. Часть 6

← Часть 5

Двоевластие

Причины перехода власти в руки буржуазии крылись в недостаточной сознательности и организованности пролетариата. Пролетариат к захвату власти оказался менее подготовленным, чем буржуазия. Политически наиболее зрелая часть партии большевиков и рабочего класса либо погибла на войне, либо находилась в эмиграции или в ссылке, либо была рассеяна по фронтам. А буржуазия спешила захватить власть. Её правительство не было случайным сборищем лиц. Это были представители нового класса, поднявшегося к политической власти в России. Это был класс капиталистических помещиков и крупной буржуазии, который давно правил в стране экономически. Этот класс с 1905 г. и особенно в 1907-1917 гг., за время контрреволюции и войны, очень быстро организовался политически, забрав в свои руки местное самоуправление, народное образование, съезды, Думу, военно-промышленные комитеты, Совещания и т. п.

Далее. Революция приобщила к политической жизни десятки миллионов людей, мелкобуржуазных обывателей, до этого политически спавших, политически забитых ужасным гнётом царизма и каторжной работой на капиталистов и помещиков. Теперь эти люди проснулись и потянулись к политике. Огромная мелкобуржуазная волна захлестнула всё, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т. е. заразила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику. Несмотря на то, что в авангарде уличных боёв шли большевики, влияние мелкобуржуазных соглашательских иллюзий дало перевес мелкобуржуазным лидерам и определило состав Советов. Большинство и руководящую роль в них получили меньшевики и эсеры.

Читать далее

Испанские уроки для русского пролетариата (очерк)

История — это пояснительная записка к политике.

Пролетариат не может механически копировать исторические события и приёмы, ибо классовая борьба всегда зависит от конкретных обстоятельств, места и времени. Но поскольку наиболее общие законы развития общества не меняются, постольку рабочие должны знать, что происходило раньше, когда обстановка ставила перед пролетариатом задачи, схожие с его задачами сегодняшнего дня.

Отсюда — необходимость учесть уроки прошлых народных восстаний и революций. А опыт революции и гражданской войны в Испании 1931-1938 гг. ещё раз доказал, что 1) всегда и везде все серьёзные исторические вопросы решались и решаются только силой, 2) рабочий класс, который не желает или боится брать в руки оружие против буржуазии и фашизма заслуживает лишь того, чтобы с ним обращались, как с рабом, 3) одним из важнейших условий победы всенародного восстания является наличие у рабочего класса своей революционной марксистской (на деле, а не по названию) партии.

За что боролся испанский народ? Какой был характер испанской революции и её движущие силы? Испанский народ многие века находился под ярмом самой чёрной реакции. В стране господствовала власть феодалов и церкви, инквизиция фактически существовала в стране до 1931 г. Испания очень отстала от большинства европейских стран в развитии капитализма, будучи в первой четверти XX в. по преимуществу крестьянской страной. Непосильные оброки и подати разоряли крестьянство. Иностранные армии неоднократно разоряли испанские земли. Но всё это так и не смогло сломить свободолюбия и национальной гордости простого народа Испании.

Читать далее

Кое-что о фашистской философии

Известно, что каковы отношения в производстве, таковы отношения и в обществе. Каково производство, таково, в целом, и общество. Кризис в хозяйстве вызывает кризис во всём общественном укладе людей. Империализм есть загнивающий капитализм. Его характерная черта — общий жесточайший кризис всей капиталистической системы. Гниение капитализма и бесконечный кризис хозяйства отражаются в развале буржуазной культуры. Философские «учения» империализма теряют устойчивость в безвыходном кризисе и «трагических, гигантских противоречиях». Буржуазная философия отбрасывает последние крохи идеалистической диалектики и механического материализма и пытается «объяснять мир» на базе мистицизма и поповщины. Основой фашистской философии становится неогегельянство.

Историческое значение философии Гегеля в том, что она, хотя и в реакционной, мистической форме, впервые представила весь мир в виде процесса, исследовала его в непрерывном движении и развитии, изменении, преобразовании. Она пыталась раскрыть внутреннюю связь движения и развития мира. Учение Гегеля есть диалектический идеализм. Оно в мистифицированной форме объясняло противоречивое развитие природы, общества и сознания. В уродливой идеалистической форме Гегель преодолел метафизику. Но диалектический метод у Гегеля стоит на голове, он органичен и притуплён идеализмом. Саморазвитие и противоречия имеют у него не материальный, а духовный характер. Историческое развитие находится в зависимости от сознания.

Читать далее

Февральская революция. Часть 5

← Часть 4

Борьба нарастает

Несмотря на жесточайшие преследования, партия большевиков сумела сохранить руководящий центр в России — Бюро ЦК. Большевики были единственной партией, которая до конца боролась против империалистической войны, стояла за поражение царского правительства, проводила политику братания на фронте во имя интернационализма рабочих, развернула решительную борьбу против шовинизма и оборончества, упорно боролась за превращение войны империалистов в войну гражданскую. Партия настойчиво доказывала, что обязанность социалистов, раз война разразилась, состоит в том, чтобы выступить в роли революционных пропагандистов гражданской войны и социалистического переворота. Большевики отказываются вотировать военные кредиты в Думе, отказываются участвовать в военно-промышленных комитетах. Они расширяют с.-д. работу в пролетариате и армии, среди деревенской бедноты, агитируют за развитие стачечного движения. Говоря о возможности победы революции, партия разъясняет, что необходима упорная борьба за мир. Если же победят шовинисты, то большевики по-прежнему останутся против «обороны» «их отечества» в грабительской войне. Партия разъясняет трудящимся роль Советов. Советы не должны быть органами либеральной говорильни. Советы рабочих и трудящихся депутатов есть органы революционной борьбы пролетариата за власть, это органы вооружённого восстания, органы самой революционной власти. Лишь постольку Советы имеют смысл. Лишь в связи с развитием массовой политической стачки и в связи с восстанием, по мере его подготовки, развития и успеха — Советы могут принести пользу.

Партия считала, что перед Россией стоит задача довести до конца буржуазно-демократическую революцию, свалить самодержавие, дать крестьянам землю, утвердить свободы. Это можно сделать, только соединив силы пролетариата и основных масс крестьянства. Доведение до конца буржуазно-демократической революции должно подвести Россию к социалистической революции. А в России обстановка складывалась так, что, кто хотел бить по царизму, тот неизбежно замахивался на империализм, кто желал свергнуть царизм, тот должен был свергнуть и империализм.

Рабочее движение в годы войны непрерывно росло, принимая под руководством большевиков резкий политический характер. В 1915 — 1916 гг. по стране прокатилась волна политических стачек и демонстраций: в 1915 г. — 819 экономических забастовок и 97 530 участников, 215 политических забастовок и 155 830 участников; в 1916 г. — 1084 экономические забастовки и 776 065 участников, 243 политических забастовки и 310 300 участников.

Читать далее